Канапухин П.А.доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация kanapukhin@econ.vsu.ru
Гусева Л.И.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация lig-45@mail.ru
Предмет. Отечественная система бухгалтерского учета в ходе реформирования все больше стала соответствовать требованиям рыночной экономики. Распространяются современные модели учета, одной из которых является «Таргет-костинг», объединяющая планирование, учет, анализ и контроль. Это требует адекватных методических подходов к анализу затрат как на стадии проектирования, так и на стадии производства продукции. В статье рассмотрена двухступенчатая модель анализа целевых затрат. Основное внимание уделено анализу соответствия затрат и значимости компонента затрат. Цели. Обосновать модель анализа целевых затрат для использования в учебно-аналитической и практической деятельности. Методология. На основе адаптации зарубежных методик управления затратами показана возможность проведения ситуационного анализа рационального распределения затрачиваемых на продукт средств. Результат. Выявлены затраты, соответствующие и несоответствующие величине значимости компонентов. Дана интерпретация и оценка планируемых затрат. Построена диаграмма для контроля целевых затрат в рамках анализа индексов целевых затрат, которая может быть использована не только как инструмент анализа, но и являться одной из форм управленческой отчетности для руководства предприятия. Выводы. Результаты ситуационного анализа целевых затрат могут применяться для оценки рациональности размещения средств и определения потребности в их снижении. Анализ в рамках концепции целевых затрат определил возможность стать составным блоком анализа затрат в системе комплексного экономического анализа.
Ключевые слова: управление, группы интересов, лоббизм, регион, функциональное представительство
Kremlin-Buch B. Strategisches Kostenmanagement: Grundlagen und moderne Instrumente. Wiesbaden: Betriebswirtschaftlicher Verlag / GWV Fachverlage GmbH, 2004, pp. 105–219.
Krings U. Die Berücksichtigungqualitativer und unsicherer Date nim strategischen Kostenmanagement mittels Kostennetzwerken. Köln: Lohmar, 2001, pp. 105–156.
Dollmayer A. Target Costing. Modernes Zielkostenmanagement in Theorie und Praxis. Marburg: TechumVerlag, 2003. 115 p.
Coenenberg A. Kostenrechnung und Kostenanalyse. Stuttgart: Schäffer-Poeschel Verlag, 2004. P. 437–480.
Meyer. J.-W. Produkt innovations erfolg und Target Costing. Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag / GWV Fachverlage GmbH, 2003. 344 p.
Ким Л.И. Стратегический управленческий учет: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. С. 95–106.
Гришина О.В., Варпаева И.А. Методики и концепции формирования информации системы стратегического управленческого учета // Управленческий учет. 2015. № 7. С. 11–21.
Горлов В.В. Концепции учета затрат с применением прогрессивных систем управления и контроля деятельности фармацевтических производственных организаций учета // Управленческий учет. 2014. № 5. С. 79–84.
Лысенко Д.В. Концептуальные подходы к управлению эффективностью деятельности и принятию управленческих решений // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 5. С. 286–293.
Мерзликина Г.С., Волков С.В. Концепция формирования и управления целевой себестоимостью (targetcosting) // Управленческий учет. 2008. № 5. С. 19–24.
Крайнова В.В. Концепции учета затрат с применением инновационных систем управления и контроля деятельности судоходных компаний// Управленческий учет. 2016. № 3. С. 18–26.
Назарова В.Л. Производственный учет и калькулирование себестоимости продукции как способ практической реализации функции стратегического управления затратами // Учет, анализ и аудит. Научный специализированный журнал. Стратегический экономический анализ и его информационное обеспечение. Функционально-стоимостной анализ. 2013. Вып. 4. С. 34–42.
Булгакова С.В. Управленческий учет: методология и организация: монография. Воронеж: ВГУ, 2008. 200 с.
Карпова Т.П. Концепция управленческого учета на основе движения продукта и нарастания затрат в среде контроллинга // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 1. С. 90–98.
Фалько С.Г. Трансформация инструментов контроллинга в современных условиях // Контроллинг. 2014. № 1. С. 3–7.
Гусева Л.И. Теория жизненного цикла продукта в прогнозном анализе затрат // Учет, анализ и аудит. Научный специализированный журнал. Стратегический экономический анализ и его информационное обеспечение. Функционально-стоимостной анализ. 2010. Вып. 1. С. 195–204.
Якупов И.З. Стандарт-костинг, таргет-костинг и кайзен-костинг на различных этапах жизненного цикла продукта // Вестник КГФЭИ. 2007. № 3. С. 79.
Ивашкевич В.Б. Актуальные проблемы управленческого учета // Управленческий учет. 2010. № 10. С. 8–14.
Майданчик Б.И. ФСА – высокоэффективный метод оптимизации соотношения «издержки-качество» (современный опыт США) / Б.И. Майданчик // Учет, анализ и аудит. Научный специализированный журнал. Стратегический экономический анализ и его информационное обеспечение. Функционально-стоимостной анализ. 2010. Вып. 1. С. 107–115.
Чая В.Т. Функционально-стоимостной анализ в системе комплексного экономического анализа // Учет, анализ и аудит. Научный специализированный журнал. Стратегический экономический анализ и его информационное обеспечение. Функционально-стоимостной анализ. 2010. Вып. 1. С. 141–150.
Пласкова Н.С. Развитие методологии экономического анализа // Учет. Анализ. Аудит. 2016. № 1. С. 50–57.