Щербакова Н.Ф.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация shaposhnikova@econ.vsu.ru
Давнис В.В.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой информационных технологий и математических методов в экономике, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация vdavnis@mail.ru
Предмет и тема. Информация, раскрываемая по сегментам, помогает пользователям составить более полное представление об организации. Получение дополнительной информации о производимой продукции, географических регионах деятельности, основных покупателях и т.д. позволяет пользователям принимать более обоснованные решения. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка методики анализа сегментарной отчетности, которая содержала бы в комплексе такие аспекты как цели, задачи, информационное обеспечение анализа, систему показателей, расчетно-аналитический аспект. Цели. Возможность применения отчетности по выделенным сегментам для оценки их эффективности и значимости в результатах деятельности организации. Методология. С использованием различных показателей дана оценка выделенного сегмента организации по видам производимой продукции. Результаты. На основе информации о выделенном сегменте по видам продукции, используемой организацией, проведен анализ выручки сегмента, ее доли в общем объеме выручки, дана оценка доходам, расходам на один рубль продукции, финансовому результату сегмента, рентабельности. По результатам проведенного анализа дана оценка эффективности сегмента, его рейтинга. Выводы и значимость. Использование методов экономического анализа при оценке сегментов позволяет организации контролировать деятельность разных подразделений, целесообразность выпуска различных видов продукции и т.д., что в свою очередь является залогом принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение эффективности деятельности организации.
Ключевые слова: сегменты, отчетность, показатели, методы экономического анализа
Список литературы:
Nichols N.B., Street D.L., Cereola S.J. An analysis of the impact of adopting IFRS 8 on the segment disclosures of European blue chip companies // Journal of International Accounting, Auditing and Taxation. 2012. Vol. 21. № 2. Р. 79–105. doi: 10.1016/j.intaccaudtax.2012.07.001
Barneto P., Ouvrard S. Is the firm's business model related to segment reporting? // Research in International Business and Finance, 2015. Vol. 35. Р. 122–137. doi: 10.1016/j.ribaf.2015.06.001
Wang Q., Ettredge M. Discretionary allocation of corporate income to segments // Research in Accounting Regulation. 2015. Vol. 27. № 1. Р. 1–13. doi: 10.1016/j.racreg.2015.03.001
Вахрушина М.А. Подготовка отчетной информации о деятельности операционных сегментов. Корпоративная финансовая отчетность // Международные стандарты. 2011. № 3. С. 55–72.
Ендовицкий Д.А., Соколов А.А. Система сегментарного учета и отчетности в соответствии с действующей моделью управления коммерческой организацией // Аудит и финансовый анализ. 2004. № 4. С. 137–147.
Илышева Н.Н. Крылов С.И. Развитие анализа финансовой отчетности в условиях перехода на международные стандарты // Вестник УРФУ. Сер. Экономика и управление. 2013. № 6. С. 121–130.
Соколов А.А., Монакова Л.С. Методика формирования сегментарной отчетности группы компаний в соответствии с МСФО и ОПБУ США // Сибирская финансовая школа. 2009. № 5. С. 86–93.
Ендовицкий Д.А. Аналитические возможности информации о влиянии на организацию и результатах деятельности отчетного сегмента // Энергия – XXI век. 2001. № 1. С. 126–133.
Романова М.Е., Камысовская С.В. Сегментирование бизнеса: предметно-целевой аспект выделения отчетных сегментов // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: сборник трудов конференции. Курск: Университетская книга, 2013. С. 152–156.
Соколов А.А. Сбор и обобщение информации для подготовки сегментарной отчетности группы компаний // Современная экономика: проблемы и решения. 2011. № 11. С. 40–55.
Ключников С.В. Сегментарная отчетность корпоративной группы: методика формирования и анализ особенностей. Наука и общество. 2012. № 2. С. 91–96.
Волошина С.В. Анализ сегментарной отчетности коммерческой организации // Экономика и эффективность организации производства. 2009. № 10. С. 149–153.
Плотникова В.В. Аналитические методы формирования рейтинговой оценки отчетных сегментов // Наука и общество. 2013. № 4-5. С. 30–35.
Санникова И.Н., Шавандина О.А., Рудакова Т.А. Анализ сегментной отчетности в оценке рыночных рисков. Вестник Алтайской академии экономики и права. 2014. № 5. С. 75–78.
Соколов А.А. Основы формирования внутренней сегментарной отчетности коммерческой организации // Аудитор. 2004. № 11. С. 22–26.
Бариленко В.И. Новый подход к оценке эффективности // Сибирская финансовая школа. 2007. № 1. С. 31–33.
Соколов А.А. Сегментарная отчетность металлургических компаний: формирование и анализ: монография. Воронеж: ВГУ, 2002. 208 с.
Вахрушина М.А., Самарина Л.Б. Управленческий анализ: вопросы теории, практика проведения: монография. М.: Вузовский учебник, 2010. 144 с.