+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Модель динамического ценообразования на рынке сетевых благ в условиях монополии поставщика

т. 9, вып. 30, август 2016

Получена: 29.06.2016

Получена в доработанном виде: 15.07.2016

Одобрена: 27.07.2016

Доступна онлайн: 16.08.2016

Рубрика: МАТЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

Страницы: 2-18

Евсюков С.Г. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, Москва, Российская Федерация 
sg-7777@yandex.ru

Сигарев А.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация 
alexsigarev@mail.ru

Устюжанина Е.В. доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономической теории, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация 
dba-guu@yandex.ru

Предмет. Работа посвящена исследованию процессов ценообразования на рынках сетевых благ. Особенностью данного вида благ является наличие двойного эффекта масштаба: с ростом объемов выпуска (потребления) ценность блага повышается, а текущие удельные затраты уменьшаются. Это обусловливает невозможность использования стандартных методов ценообразования на основе средних и предельных издержек, необходимость дифференциации цен во времени, важность оценки эффективности применения различных портфелей ценовых политик. Несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме ценообразования на рынках сетевых благ, ряд вопросов остаются нерешенными. Во-первых, большая часть исследователей обращает внимание на соотношение постоянных и переменных издержек, связанных с выпуском и распространением сетевых благ, тогда как значительная часть затрат является инвестиционными. Во-вторых, ценообразование на рынках сетевых благ рассматривается, как правило, с точки зрения общеотраслевых характеристик, а не с точки зрения разработки стратегии ценообразования отдельной фирмы.
Цели. Разработка математического аппарата для описания и оценки различных стратегий ценообразования фирмы на рынке сетевых благ.
Методология. Сочетание методологии неоклассической теории, инвестиционного анализа и математического моделирования.
Результаты. Разработана модель динамического ценообразования на рынках сетевых благ в условиях монополии поставщика, на основе компьютерного эксперимента произведена сравнительная характеристика различных стратегий ценообразования.
Выводы и значимость. Модель дает возможность оценивать различные стратегии ценообразования на рынке сетевых благ. Результаты компьютерного эксперимента позволяют сделать вывод о том, что два значимых показателя качества инвестиционного проекта по разработке, производству и послепродажному обслуживанию сетевых благ – чистая приведенная стоимость проекта (NPV) и дисконтируемый период окупаемости (DPB) ведут себя по-разному. Максимизация NPV достигается при использовании абонентской платы, а уменьшение DPB склоняет выбор в пользу сочетания платы за приобретение и платы за обслуживание.

Ключевые слова: ценообразование, сетевое благо, сетевые внешние эффекты, инвестиционное проектирование

Список литературы:

  1. Стрелец И.А. Экономика сетевых благ // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 10. С. 77–83.
  2. Goolsbee A., Klenow P.J. Evidence on Learning and Network Externalities in the Diffusion of Home Computers // NBER Working Paper. 2000. № W7329, 2000. Available at: Link.
  3. Katz M.L., Shapiro C. Network Externalities, Competition, and Compatibility // The American Economic Review. 1985. Vol. 75. Iss. 3. С. 424–440. Available at: Link.
  4. Liebowitz S.J., Margolis S.E. Network Externality: An Uncommon Tragedy // The Journal of Economic Perspectives. 1994. Vol. 8. Iss. 2. С. 133–150. doi: 10.1257/jep.8.2.133
  5. Economides N., Himmelberg Ch. Critical Mass and Network Size with Application to the US FAX Market // Discussion Paper EC-95-11, Stern School of Business, New York University, 1995. Available at: Link.
  6. Дементьев В.Е. Сетевые экстерналии и государственная политика поддержки бизнеса // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Секция 4: материалы XVI всероссийского симпозиума. Москва 14–15 апреля 2014 г. М.: ЦЭМИ РАН, 2015. C. 70–73.
  7. Сигарев А.В. Интернет-магазины. Особенности ценообразования на электронных рынках // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития // Материалы VIII Международной научно-практической конференции, РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. C. 121–125.
  8. Антипина О.Н. Теоретические основы ценообразования на рынках информационных благ и технологий // Вопросы новой экономики. 2009. № 4. С. 12–22.
  9. Katz M.L., Shapiro C. Technology Adoption in the Presence of Network Externalities // The Journal of Political Economy. 1986. Vol. 94. Iss. 4. Р. 822–841. doi: 10.1086/261409
  10. Besen S.M., Farrell J. Choosing How to Compete: Strategies and Tactics in Standardization // The Journal of Economic Perspectives. 1994. Vol. 8. Iss. 2. Р. 117–131. doi: 10.1257/jep.8.2.117
  11. Farrell J., Shapiro C. Dynamic Competition with Switching Costs // The RAND Journal of Economics. 1988. Vol. 19. Iss. 1. Р. 123–137. Available at: Link.
  12. Fudenberg D., Tirole J. Customer Poaching and Brand Switching // The RAND Journal of Economics. 2000. Vol. 31. Iss. 4. Р. 634–657.
  13. Klemperer P. Competition when Consumers have Switching Costs: An Overview with Applications to Industrial Organization, Macroeconomics, and International Trade // The Review of Economic Studies. 1995. Vol. 62. Iss. 4. Р. 515–539. doi: 10.2307/2298075
  14. Дементьев В.Е., Устюжанина Е.В. Проблема власти с позиций институциональной теории: Материалы IV Международной конференции «Институциональная экономика: развитие, преподавание, приложения». М.: Издательский дом ГУУ, 2015. С. 17–20.
  15. MacKie-Mason J.K., Varian H.R. Pricing Congestible Network Resources // IEEE Journal on Selected Areas in Communications. 1995. Vol. 13. Iss. 7. Р. 1141–1149.
  16. Cabral Luis M.B., Salant David J., Woroch Glenn A. Monopoly pricing with network externalities // International Journal of Industrial Organization. 1999. № 17. Р. 199–214. Available at: Link.
  17. Fudenberg D., Tirole J. Pricing a Network Good to Deter Entry // The Journal of Industrial Economics. 2000. Vol. 48. Iss. 4. Р. 373–390. doi: 10.1111/1467-6451.00129
  18. Ulph D., Vulkan N. Electronic Commerce and Competitive First-Degree Price Discrimination // UCL and University of Bristol, February 2000. Available at: Link.
  19. Bakos Y., Brynjolfsson E. Bundling Information Goods: Pricing, Profits and Efficiency // Management Science. 1999. № 45. Р. 1613–1630. doi: Link
  20. Нижегородцев Р.М. Логистическое моделирование экономической динамики // Проблемы управления. 2004. № 1. С. 46–53.
  21. Устюжанина Е.В. Использование методов оценки имущества для экономического обоснования цены продукции // Экономика и математические методы. 2013. № 3. С. 3–15.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 3, сентябрь 2024

Другие номера журнала