Формирование стимулирующих условий для наращивания собственного экономического потенциала муниципальными образованиями через механизм предоставления межбюджетных трансфертов
Федотова М.В.аспирантка кафедры экономики и финансов, Волгоградский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Волгоград, Российская Федерация fedotova.maria12@ya.ru
Тема. Темпы экономического развития страны во многом зависят от развития каждой входящей в ее состав административной единицы. В условиях многообразия и многочисленности регионов Российской Федерации значимость эффективности работы местного самоуправления возрастает. В связи с этим потребность в регулировании деятельности названных органов со стороны региональных властей принимает особую значимость. Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в процессе стимулирования муниципальных образований к наращиванию собственного доходного потенциала. Цели. На основе комплексного исследования доходных поступлений бюджетов муниципальных образований Волгоградской области разработать механизм стимулирования органов местного самоуправления в интересах повышения эффективности управления источниками доходов местных бюджетов, уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования. Методология. Использованы методы сравнения, анализа, синтеза, расчета, а также статистической обработки информации. Результаты. Предложены механизмы стимулирующего воздействия власти субъектов Федерации на местное самоуправление, проведена апробация предложенной методики. Выводы. На территории Волгоградской области в процессе формирования межбюджетных отношений и предоставления межбюджетных трансфертов методологически не предусмотрены стимулирующие условия предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям. Основными направлениями воздействия региональных властей на местное самоуправление являются директивные установки при формировании и последующем исполнении плановых показателей. В большей степени предоставление межбюджетных трансфертов нацелено на выравнивание бюджетной обеспеченности и финансирование полномочий органов местного самоуправления, что не может оказывать стимулирующего эффекта на экономическое развитие отдельных административно–территориальных единиц.
Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.
Иншаков О.В., Русскова Е.Г. Системный подход к исследованию рыночной инфраструктуры // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2002. Вып. 7. C. 11–18.
Растворцева С.Н. Сущность социально-экономической эффективности развития региона // Регионология. 2008. № 4. С. 130–135.
Широков А., Юркова С. Оценка деятельности органов местного самоуправления // Муниципальная власть. 2009. № 3. С. 78–83.
Васильева М.В. Совершенствование управления экономикой регионов на основе применения методики сравнительной комплексной оценки эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления // Управление экономическими системами. 2011. № 36. URL: Link.
Закиров И.Д., Тажитдинов И.А., Казаков В.В. Формирование стратегии развития и оценка эффективности деятельности муниципальных образований // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 323. С. 254–258.
Левушкина С.В., Мирошниченко Р.В. Пути совершенствования бюджетной и налоговой системы на муниципальном уровне // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 6. С. 83–87.
Меньщикова В.И. Экономический потенциал региона: терминология, структура, модель // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. Т. 84. № 4. С. 51–63.
Гулин К.А. К вопросу о социально–экономической модернизации российских регионов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. Т. 22. № 4. С. 42–57.
Косинский П.Д., Меркурьев В.В. Совершенствование местного самоуправления на основе формирования агломераций муниципальных образований: региональный аспект // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 143–146.
Ткачева Т.Ю. Актуальные направления стимулирования экономической активности муниципальных образований // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. 2010. № 1. С. 72–79.
Маннапов Р.Г., Ахтариева Л.Г. Современные закономерности, принципы, задачи и механизм регионального управления // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 3. С. 47–56.
Чайникова Л.Н. Формирование системы управления стратегической конкурентоспособностью региона: монография. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010, 264 с. URL: Link.
Коростелев А.А. Особенности «пирамиды целей» в управлении образовательным учреждением // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2010. № 2. С. 67–71.
Стрелец И.A. Теоретические аспекты и практические проблемы бюджетного федерализма в российской экономике / Государство, экономика, общество: аспекты взаимодействия. М.: МОНФ, Издательский центр учебных и научных программ, 2000. С. 84–110.
Wallace E. Oates. An Essay on Fiscal Federalism. Journal of Economic Literature, 1999, vol. 37, iss. 3, pp. 1120–1149. doi: 10.1257/jel.37.3.1120