Балынин И.В.ассистент департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация igorbalynin@mail.ru
Предмет и цели. На основе изучения научных публикаций по вопросам определения содержания категории «качество» автором выделены общий, философский, юридический, маркетинговый, экономико-математический и системный подходы, которые послужили основой для выявления свойств качества применительно к управлению расходами бюджетов субъектов Федерации. Особое внимание уделено концептуальным особенностям управления расходами бюджетов субъектов федерации в современных социально-экономических условиях. Методология. В исследовании применялись методы теоретического анализа, научного обзора, а также сравнения и синтеза. Результаты. Выделены свойства (наличие возможности оценки, системность и комплексность, содержательность и емкость, сложность, удовлетворение потребностей) качества управления расходами бюджетов субъектов Федерации, обозначены признаки для оценки качества как высокого, достаточного и низкого. В процессе исследования также были выделены критерии и параметры оценки качества управления расходами бюджетов субъектов федерации, обозначены рекомендуемые значения и определены методы проведения оценки. Выводы и значимость. В современных условиях необходима модернизация методологии управления расходами бюджетов субъектов Федерации с учетом новых социально-экономических вызовов. При этом проводимая оценка должна опираться на конкретные показатели и параметры, позволяющие наиболее полно охарактеризовать качество управления. Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования для принятия конкретных решений органами государственной власти по модернизации управления бюджетами публично-правовых образований, применения студенческим и профессорско-преподавательским сообществом в рамках учебного процесса в высших и средних специальных учебных заведениях.
Васильева Н.О. Судьба категории «качество» вчера и сегодня // Стандарты и качество. 2009. № 2. С. 54–57.
Гусакова Н. От управления качеством – к качеству управления // Наука и инновации. 2012. Т. 4. № 110. С. 16–19.
Лебедев С.Н. Концептуальный подход к качеству и управлению качеством // Социально-гуманитарные знания. 2010. № 6. С. 243–252.
Пинаев Д.А., Лощилина И.В. Новая эпоха в управлении качеством // Стандарты и качество. 2008. № 10. С. 74–77.
Миргородская О.А., Савельева Е.А. Эффективное управление как фактор устойчивого экономического развития // TERRA ECONOMICUS. 2014. Т. 12. № 2-2. С. 106–109.
Бурцева А.Г. Роль органов Федерального казначейства в повышении качества управления расходными обязательствами публично-правовых образований // Финансовые исследования. 2015. № 2. С. 82–88.
Скворцов Д.И. Программный бюджет как определяющий фактор качества управления дефицитом бюджета // Научная перспектива. 2012. № 9. С. 49–50.
Баранова И.В. Формирование подходов к оценке качества управления общественными финансами // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2009. № 4. С. 30–40.
Мухина И.А., Марковина Е.В. Применение методов оценки качества управления региональными финансами // Известия Горского государственного аграрного университета. 2014. Т. 51. № 2. С. 188–192.
Шогенова А.Т. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами Российской Федерации как инструменты оптимизации бюджетных расходов // Вестник магистратуры. 2015. № 5-2. С. 107–108.
Трошин Г.А., Литвинцева Д.С. Бюджетный менеджмент: особенности организации на субфедеральном уровне // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Естественные и экономические науки. 2012. № 57. С. 149–151.
Сенникова М.Г., Курьянова О.Г., Гайфутдинова Ф.М. Бюджетная политика в регионе: оценка качества управления и подходы к повышению эффективности // Экономика и предпринимательство. 2015. № 8-2. С. 1153–1160.
Никульшина Е.С. Особенности оценки качества управления местными бюджетами // Экономика и предпринимательство. 2015. № 5-1. С. 1163–1168.
Макаренко Ю.Г. Возможности и перспективы оптимизации расходов бюджета муниципального образования // Экономика. Право. Печать. Вестник Кубанского социально-экономического института. 2015. № 4. С. 132–142.
Качанова Е.А. Управление муниципальными финансами: анализ структурных изменений // Известия Уральского государственного экономического университета. 2006. № 5. С. 99–106.
Слободчиков Д.Н., Петренко В.А. Методические аспекты повышения эффективности управления муниципальными финансами // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015. № 1. С. 189–194.
Бегчин Н.А. Направления модернизации управления расходами бюджетов субъектов Российской Федерации // Вестник Финансового университета. 2011. № 2. С. 69–73.
Алабина Т.А. К вопросу повышения эффективности управления расходной частью бюджета Кемеровской области // Концепт. 2014. Т. 20. С. 3821–3825. URL: Link.
Белоцерковский В.И., Шапиленко С.Н. Анализ причин низкой эффективности расходов бюджетных средств и пути ее повышения // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1-1. С. 267–271.
Осадчий Т.Н. Результативность бюджетных расходов – системная задача повышения качества государственного управления // Российское правосудие. 2007. № 10. С. 69–75.