Канкулова М.И.доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация kankulova@mail.ru
Невский Д.А.студент института магистратуры, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация dmitriy.nevskiy14@gmail.com
Предмет. Актуальность исследования вопросов совершенствования системы межбюджетных отношений в контексте возрастающих бюджетных рисков обусловлена ее ролью в социально-экономическом регулировании и содействии устойчивому развитию субъектов РФ. Цели. Выявление направлений совершенствования межбюджетных отношений, являющихся наиболее перспективными с точки зрения возможностей снижения бюджетных рисков и воздействия на обеспечение положительной динамики показателей социально-экономического развития субъектов РФ. Методология. В ходе исследования эволюции, нормативного регулирования и практики межбюджетных отношений использовались методы формальной логики: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение и др., а также методы диалектической логики: восхождение от абстрактного к конкретному, единство исторического и логического. Результаты. Выявлены основные проблемы и ограничения нормативного регулирования и практики реализации форм и методов межбюджетных отношений с точки зрения их влияния на состояние бюджетной устойчивости и параметры развития субъектов РФ. Сформулированы рекомендации по их решению. Область применения. Полученные результаты проведенного исследования могут быть востребованы финансовыми и иными органами исполнительной власти. Выводы. На фоне стремительно возрастающего долгового бремени субъектов РФ сохраняется высокая зависимость региональных бюджетов от дотаций и многообразных трансфертов. Снижению бюджетных рисков и обеспечению устойчивости экономического положения в регионах может содействовать: проведение детальной инвентаризации расходных полномочий и сведение всех расходных обязательств в единый реестр; консолидация субсидий в блоки и постепенное снижение доли нецелевых трансфертов; формирование резервных фондов субъектов РФ, в том числе за счет части дотаций; совершенствование механизмов субсидиарной помощи субъектам предпринимательства; разработка эффективной стратегии управления государственным долгом, учитывающей различные сценарии развития.
Голикова Т.А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации: проблемы и развитие: монография. Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2005. 125 с.
Ерошкина Л.А. Становление и развитие межбюджетных отношений // Финансы. 2012. № 7. С. 10–14.
Иванов В.В. Эволюция межбюджетных отношений в современной России // Вестник СПбГУ. Сер. 5. Экономика. 2010. № 2. С. 66–78.
Силуанов А.Г. Пути совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации // Российское предпринимательство. 2012. № 2. С. 43–50.
Широбокова В.А. Эволюция межбюджетных отношений в современной России // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. 2013. Вып. 3-1. С. 293–300.
Шевелева Н.А. Бюджетное выравнивание в России как способ гармонизации межбюджетных отношений (2000–2015) // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 2. С. 32–44.
Лавров А.М., Домбровский Е.А. Децентрализация бюджетных доходов: международные сравнения и российские перспективы // Финансы. 2016. № 5. С. 16–27.
Воробьёва Н.Н. Правовые проблемы создания и функционирования резервного фонда субъекта Российской Федерации // Проблемы учета и финансов. 2011. № 1. С. 77–81.
Соломко И.М., Соломко М.Н. Резервные фонды субъектов Российской Федерации как инструмент обеспечения бюджетной устойчивости // Экономика и предпринимательство. 2013. № 4. С. 111–114.
Бочкарева Е.А. Разграничение доходных источников и расходных полномочий как одно из условий сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации // Финансовое право. 2013. № 12. С. 18–20.
Ивлиев А.М. Формирование межбюджетных отношений в Российской Федерации // Право: теория и практика. 2002. № 8. С. 29.
Сычев Н.Г., Ильин В.В., Ермилов В.Г. Эффективность этапа радикального совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации. URL: Link.
Зарубин А.В., Игудин А.Г. Об основах разграничения расходных полномочий и доходных источников и повышении эффективности межбюджетных отношений // Финансы. 2008. № 2. С. 8–11.
Шохин С.О. Финансовое право – время перемен // Финансовое право. 2014. № 2. С. 3–5.
Канкулова М.И. Практика и перспективы развития программного регулирования социально-экономических процессов // Вестник СПбГЭУ. Сер. Экономика. 2014. № 6. С. 3–7.
Шевелько Д.А. Актуальные проблемы бюджетирования, ориентированного на результат, в субъектах Российской Федерации // Финансовое право. 2015. № 2. С. 44–47.
Михайлова А.А., Коротких А.А. Межбюджетные трансферты в региональные бюджеты: итоговый обзор за 2015 год // Финансовый вестник. 2016. № 6. С. 8–13.
Шуваева А.Д., Тихонова С.С. Бюджетный риск: сущность и проблемы // Вестник Костромского ГТУ. 2010. № 24. C. 39–40.
Горохова Д.В. Управление бюджетными рисками субъектов РФ: современный взгляд и перспективы развития // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 55–62.
Панюшкина Е.В. Концептуальные вопросы управления рисками в финансово-бюджетной сфере национальной экономики // Инновационная экономика и общество. 2014. № 2. С. 38–44.