Черникова Л.И.доктор экономических наук, профессор департамента корпоративных финансов и корпоративного управления, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация tariff2004@mail.ru
Брагина Т.С.студентка кредитно-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация bragina.tamara.94@mail.ru
Предмет. В условиях нестабильной экономической и политической ситуации в стране сохраняются вопросы эффективности денежно-кредитной политики Банка России. Цели. На основе анализа данных выявить проблемы и оценить перспективы и необходимость применяемых мер Банком России в условиях режима инфляционного таргетирования. Предметом работы выступает процесс влияния таргетирования инфляции на национальную экономику. Методология. Методологией проведения работы послужили сравнительный подход и графический анализ. В статье проанализирован исторический опыт курсовой политики Банка России и выявлены причины возникновения потребности в поисках новых рычагов экономики. Результаты. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что в настоящее время появилась серьезная проблема Банка России на пути выстраивания денежно-кредитной политики. Выявлены причины увеличения структурного профицита ликвидности: сокращение кредитоспособного спроса на денежные ресурсы; укрепление рубля на фоне роста цен на нефть; малопривлекательный фондовый рынок; утрата Центральным банком РФ силы основного источника ликвидности для банковского сектора; внесение изменений в бюджетно-налоговую политику; уменьшение наличных денег в обращении; валютные интервенции. Выводы. На основании проведенного анализа сформулированы следующие рекомендации: пересмотр прогноза дефицита ликвидности банковского сектора в 2016 г., необходимость публикации баланса Банка России в более прозрачной и детальной форме, который поможет при анализе ликвидности банковского сектора и использовании инструментов денежно-кредитной политики. В настоящее время сохраняется некоторая неопределенность относительно того, какие меры будут приниматься в ближайшие три года для дальнейшей стабилизации экономики и ситуации на финансовых рынках.
Ключевые слова: инфляция, таргетирование, Банк России, денежно-кредитная политика
Список литературы:
Алтунян А.Г. Приоритеты монетарной политики в контексте национальных интересов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 5. Экономика. 2015. № 1. С. 103–115.
Козырь Н.С., Толстов Н.С. Взаимосвязь денежно-кредитной политики РФ и темпов экономического роста // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1. С. 84–90.
Любский М.С. Российская политика валютного курса // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 3. С. 48–58.
Поползин Д.Ю. Моделирование коинтеграционных связей уровня цен в России в условиях режима таргетирования инфляции // Ломоносовские чтения на Алтае: фундаментальные проблемы науки и образования: материалы Международной конференции. Барнаул: Алтайский государственный университет, 2014. С. 517–526.
Salmanov O.N., Lopatina O.A., Zayernyuk V.M. An Analysis of the Impact of Monetary Policy on Bank Lending in Russia // Asian Social Science. 2015. Vol. 11. № 6. Р. 221–228.
Бочарова М.О. Таргетирование инфляции в современной России // Вестник ОрелГИЭТ. 2009. № 1-2. С. 14–21.
Воробьев Ю.А. Укрощение инфляции с помощью таргетирования: инфляционное таргетирование – стратегия косвенного регулирования инфляции // Российское предпринимательство. 2010. № 1-1. С. 10–15.
Крючкова И.П. Современные проблемы денежно-кредитного регулирования: роль обменного курса при переходе к инфляционному таргетированию // Банковское дело. 2012. № 11. С. 13–18.
Урсул Е.А., Епихина Г.М. Инфляционное таргетирование, его роль в стабильном развитии России // Вестник Российского нового университета. 2012. № 2. С. 39–43.
Сомова И.А. Таргетирование инфляции в России: проблемы и перспективы // Мир экономики и управления. 2012. Т. 12. № 2. С. 5–12.
Кондратов Д.И., Мещерский Д.Б. Центробанк России: перспективы перехода на инфляционное таргетирование // Современная Европа. 2012. № 4. С. 78–90.
Третьякова С.Н. Некоторые проблемы реализации денежно-кредитной политики в условиях перехода к инфляционному таргетированию // Власть и управление на Востоке России. 2014. № 2. С. 73–79.
Афанасьева О.И. О таргетировании инфляции и регулировании курса рубля // Банковское дело. 2014. № 4. С. 10–14.
Мухин А.С. Политика информационного таргетирования ЦБ РФ // Управленческие науки в современном мире: материалы научной конференции. М.: Финансовый университет, 2015. Т. II. № 1. С. 652–654.
Трунин П.В., Божечкова А.В., Киюцевская А.М. О чем говорит мировой опыт инфляционного таргетирования // Деньги и кредит. 2015. № 4. С. 61–67.
Щербаков С.С. Влияние глобального кризиса на монетарную политику // Актуальные проблемы современной финансовой науки: материалы III Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых-финансистов. Москва: Русайнс, 2016. С. 347–341.
Балынин И.В., Балынина С.А. Развитие банковского сектора Российской Федерации в 2010–2014 гг. // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 3. С. 193–197.
ZaernyukV.M., ChernikovaL.I., LeonovaV.P., MukhomorovaI.V., BelokhvostovaN.V. Stress Testing as a Tool for Assessing Systemic Risk of Organizations of the Russian Banking Sector // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6. № 3S3. Р. 157–164.
Фаизова Г.Р. Роль государства в управлении проблемной задолженностью коммерческих банков // Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Пенза: Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, 2010. С. 226–229.