Ермакова Ю.С.аспирантка кафедры мировой экономики и менеджмента, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация ermakovajulia_91@rambler.ru
Предмет. Стабильное функционирование и развитие экономики региона напрямую зависит от эффективности механизма управления, неотъемлемой частью которого является планирование объема финансовых ресурсов. Бюджетное и налоговое планирование неразрывно связаны между собой, так как налоги являются основным источником формирования доходов бюджета. Прогнозирование их будущей величины зависит от множества аспектов и главным образом от величины налогового потенциала территории. В статье рассматривается совокупность факторов, влияющих на величину налогового потенциала региона. Цели. Комплексное исследование показателей экономического развития региона. Выработка качественно новой методики оценки налогового потенциала территории на основе факторов стимуляторов и дестимуляторов, влияющих на итоговую величину налогового потенциала. Методология. В процессе оценки уровня экономического развития региона и величины его налогового потенциала использовались методы компаративного анализа, вертикального и горизонтального анализа, метод суммы баллов и рейтинговой оценки. Результаты. Законодательно установленная методика оценки налогового потенциала региона нуждается в совершенствовании, о чем свидетельствуют результаты проведенного анализа. Уделяя большое внимание фискальному подходу при расчете величины налогового потенциала, власти практически не учитывают ресурсную базу региона, что приводит к необоснованно завышенным показателям налогового потенциала территории. Выводы. Сделан вывод о том, что в существующую методику оценки налогового потенциала территории необходимо на законодательном уровне внести следующие изменения: выбрать единый подход к определению налогового потенциала территории, на основе которого сформулировать основные цели и задачи оценки; пересмотреть количество параметров, используемых при расчете, выделив из них факторы стимулирующего и дестимулирующего воздействия на величину налогового потенциала.
Истомина Н.А., Одинокова Т.Д. Оценка налогового потенциала по бюджетообразующим налогам: Свердловская область // Налоговая политика и практика. 2009. № 1. С. 64–72.
Восканян Э.С. Приемы и инструменты анализа налогового потенциала // Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 3. С. 103–108.
Рощупкина В.В. Современные концепции формирования регионального налогового потенциала // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2010. № 3. С. 280–286.
Каратаев А.С. Факторы, влияющие на налоговый потенциал крупнейшего налогоплательщика // Сибирская финансовая школа. 2010. № 1. С. 42–47.
Кортьева Т.Ю., Архипцева Л.М. Формирование и реализация налогового потенциала хозяйствующего субъекта как системный процесс // Налоги и налогообложение. 2012. № 6. С. 4–12.
Тюрина Ю.Г. К вопросу о направлениях развития налогового потенциала региона // Российское предпринимательство. 2014. № 17. С. 4–15.
Слепнева Л.Р., Дондоков З.Б. Налоговый потенциал региона и проблемы его оценки // Российское предпринимательство. 2012. № 5. С. 189-196.
Кусраева Д.Э. Оценка налогового потенциала региона // Международный научно-исследовательский журнал. 2012. № 1. С. 16–29.
Сысоева Е.Ф., Трещевский Ю.И., Щедров А.И. Компаративный анализ инструментария управления региональным развитием // Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 1. С. 105–109.
Задорожнева Ю.В. Компаративный анализ методик оценки эффективности реализации социально-экономической политики региона // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 3. Экономика. Экология. 2013. № 2. С. 47–54.
Петровская А.В. Муниципальные займы: теория и практика // Проблемы и перспективы социально-экономического развития Юга России: материалы ежегодной Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. С. 112–119.
Куцегреева Л.В. Совершенствование системы налогового администрирования в РФ // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2. C. 93–96.
Чулков А.С. Программно-целевое бюджетирование на региональном и местном уровнях // Финансы. 2014. № 3. С. 17–24.
Чулков А.С. «Бюджет для граждан» как метод повышения прозрачности бюджетной системы // Финансы. 2015. № 7. С. 18–22.
Шемякина М.С. Методика рейтинговой оценки территорий региона по уровню развития налогового потенциала // Налоги и налогообложение. 2015. № 10. С. 772–781.
Харланова В.Н., Панько А.А. Характеристика методов сравнительной комплексной оценки в экономическом анализе // Актуальные проблемы бухгалтерского учета, анализа и аудита: материалы VIII Международной молодежной научно-практической конференции. Курск: Университетская книга, 2016. С. 352–357.
Наливкина В.В. Особенности применения налогового мониторинга в России и за рубежом // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6. Ч. 3. C. 80–85.
Ермакова Ю.С. Концептуальные подходы к классификации налогового потенциала региона // Экономика и предпринимательство. 2015. № 7. С. 212–217.
Васильев П.А., Васильева Т.Ю. О формировании налогового потенциала региона в современных условиях // Научное обозрение. 2016. № 3. С. 107–109.
Вачугов И.В. Повышение эффективности налогового администрирования как важный фактор ограничения теневой экономики // Налоги и налогообложение. 2013. № 10. С. 782–790.