Тема. При формировании франчайзинговой сети партнеры объединяют свои активы для совместной работы. Материальные и нематериальные активы, используемые для функционирования франчайзинговой сети и предоставляемые для ее развития франчайзером и франчайзи, обретают новые свойства. Сущность активов несколько меняется. В связи с этим появляется необходимость выявления природы франчайзинговых активов, изучения их состава и анализа особенностей их формирования и функционирования. Цели. Раскрыть экономическую природу франчайзинговых активов, выявить их состав и свойства. Методология. В статье обоснована необходимость выявления природы франчайзинговых активов, изучения их состава и анализа особенностей их формирования и функционирования. Детализированы понятия активов, внесенных франчайзи и франчайзером в развитие сети. Изучен состав интеллектуального капитала, вносимого ее участниками в формирование и развитие сети. Введено понятие активов франчайзинговой сети и описан механизм их формирования, а также влияния на стоимость бизнеса участников партнерства. Показано, что вне сети активы, вкладываемые франчайзи в развитие бизнеса, сами по себе не имеют такой ценности, как в ее составе. Результаты. Выявлены наличие во франчайзинговой сети специфических видов активов и их отличие от активов классической иерархической фирмы. Показаны состав, структура и характерные черты франчайзинговых активов. Выводы. Франчайзинговые активы целесообразно выделить в отдельный вид, влияющий на стоимость бизнеса партнеров.
Ключевые слова: франчайзинг, сеть, франчайзинговые активы, интеллектуальный капитал, стоимость бизнеса
Список литературы:
Пехтин А.В. Принципы построения франчайзинговых сетей // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2012. № 4. С. 107–109.
MénardC. The Economics of Hybrid Organizations. Journal of Institutional and Theoretical Economics, 2004, vol. 160, iss. 3, pp. 345–376.
Котляров И.Д. Иерархия, рынок, гибрид: попытка разграничения / Управление экономикой: методы, модели, технологии: м-лы науч. конф. Уфа: УГАТУ, 2014. Т. I. С. 166–167.
Котляров И.Д. Современные формы аутсорсинга управления брэндом и сбытом // Практический маркетинг. 2010. № 8. С. 12–16.
Наркевич Е.Г. Франчайзинг как форма кооперации: попытка анализа // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2012. № 4. С. 22–25.
Котляров И.Д. Метафирма как форма организации хозяйственной деятельности / Управление экономикой: методы, модели, технологии: м-лы науч. конф. Уфа: УГАТУ, 2014. Т. I. С. 88–91.
Пахомов В.И., Плотников В.А., Усов Д.Ю. Управление сетевыми предприятиями (на примере франчайзинговых сетей). СПб: Р-Копи, 2014. 176 с.
Силищев В.В. Франчайзинговые сети и их специфика / сб. науч. статей факультета экономики, управления и бизнеса. Краснодар, Издательский дом – Юг, 2015. С. 125–126.
Тимофеева Е.Г., Липатников В.С. Неформальный компонент внутренней институциональной среды франчайзинговой сети // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2014. № 3. С. 543–548. URL: Link. ifmo.ru/read_economics/10565/10565.pdf.
Устюжанин А.А. Франчайзинг в России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2009. № 4. С. 14–20.
Blair R.D., Lafontaine F. The Economics of Franchising. N. Y., Cambridge University Press, 2005, 338 p.
Наркевич Е.Г. Критерии отбора франчайзи // В мире научных открытий. 2013. № 4. С. 48–65.
Котляров И.Д. Внутренняя и внешняя среда фирмы: уточнение понятий // Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2012. № 1. С. 56–61.
Смирнов А.Б. Инвестирование капитала в бизнес-процессы розничного торгового предприятия // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2013. № 12. С. 42–44.
Чулков Д.Н. Виды шаблонов бизнес-процессов: уточненная классификация и рекомендации по применению // Экономика и менеджмент систем управления. 2015. Т. 17. № 3. С. 283–291.
Кирьянов И.В. Количественная оценка трансакционных издержек организации. Общий методический подход // Вестник НГУЭУ. 2015. № 1. С. 78–101.
Edvinsson L. Corporate Longitude: Navigating the Knowledge Economy. Financial Times Prentice Hall, 2002.
Василенко И.В., Копылов С.И., Кустова Н.А. Роль нематериальных активов в корпоративном управлении торговым предприятием: рыночный и сетевой аспекты // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2013. № 4. С. 263–266.
Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в реальные результаты / пер. с англ. М.: Олимп-Бизнес, 2005. 493 с.
Котляров И.Д. Математическая модель принятия решения о приобретении франшизы // Проблемы управления. 2007. № 5. С. 84–87.
Котляров И. Д. Принятие решения о приобретении франшизы: вероятностный подход // Труды Института системного анализа Российской академии наук. 2011. Т. 61. № 3. С. 84–91.
Абрамов Е.Г. Прекрасен наш союз… Экономический анализ отличительных признаков материальных и нематериальных активов // Креативная экономика. 2007. № 8. С. 88–96.