Паштова Л.Г.доктор экономических наук, профессор департамента «Корпоративные финансы и корпоративное управление», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация palelya@yandex.ru
Комельков М.В.студент финансово-экономического факультета, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация academy@fa.ru
Тема. В статье раскрывается важность исследования основ социальной ответственности бизнеса, практика применения данной концепции как в России, так и за рубежом. Рассматриваются причины недостаточного развития социальной ответственности отечественных компаний, наиболее типичные управленческие проблемы в этой сфере, а также вопросы финансирования благотворительной и социальной деятельности компаний. Обосновываются возможности и направления совершенствования социальной ответственности бизнеса в России. Цели. Обоснование важности исследования принципов и составляющих социальной ответственности бизнеса, рассмотрение зарубежного и отечественного опыта, выявление тенденций и возможностей развития социальной ответственности бизнеса в России. Методология. Использованы аналитические методы исследования социальной активности российских и зарубежных компаний. Результаты. Выявлено, что в России помимо того, что не сформирована институциональная среда, благоприятствующая развитию и повышению социальной ответственности бизнеса, важнейшим внутренним сдерживающим фактором является низкий уровень ответственности менеджмента компаний. Выводы. Российская практика корпоративной социальной ответственности еще не достигла уровня и масштабов распространения, отличающих экономически развитые страны. Несмотря на это, в условиях продолжающегося экономического кризиса российские компании не сокращают социально ориентированных затрат. Главным препятствием на пути широкого распространения принципов социальной ответственности бизнеса являются исторические, географические и социально-политические особенности страны, а также менталитет ее населения.
Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса//Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 1. С. 37–48. URL: Link fileadmin/file/monitoring/2010/95/2010_1(95)_3_Verevkin.pdf
Николаева Е.А. Концепция социальной ответственности бизнеса // Обозреватель. 2012. № 2. С. 26–32.
Боравская Т.В. Социально-экологическая ответственность бизнеса. URL: Link. com/zakonodatelstvo/27-analytic/zakonodatelstvo/60-zakonodatelstvo-2
Василенко Е. Социальная ответственность бизнеса: мировой опыт и российские реалии // Власть. 2006. № 1. С. 54–60.
Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М.: Дашков и Ко, 2006. 195 с. URL: Link
Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография / под ред. М.А. Эскиндарова, И.Ю. Белаевой. М.: КноРус, 2008. 504 с. URL: Link data/2010/04/23/1213594719/Belaieva_korporativ_otvetstv.pdf
Корпоративные финансы и управление бизнесом: монография / под ред. Л.Г. Паштовой, Е.И. Шохина. М.: Русайнс, 2015. 380 с.
Костин А.Е. Корпоративная социальная ответственность и устойчивое развитие бизнеса в России. URL: Link
Куринько Р. Эффективность корпоративной социальной ответственности для бизнеса. URL: Link
Николаев Н.П. Проблемы и пути развития корпоративной социальной ответственности в России // Экономические стратегии. 2012. № 6-7. С. 14–20.
Перекрестов Д.Г., Поварич И.П., Шабашев В.А. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики. М.: Академия естествознания, 2011. 437 с.
Пономарев С.В. Корпоративная социальная ответственность в Европе: что нужно знать предпринимателю, выходящему на европейские рынки. Пермь: ЕИКЦ, 2014. 37 с. URL: Link
Сапрыкина О.А. Методические подходы к оценке результативности корпоративной социальной ответственности и ее учетно-аналитическому обеспечению // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2012. № 2. С. 384–394. URL: Link
Тихонович Л. Благотворительность банков в 2015 году. URL: Link blagotvoritelnost-bankov-v-2015-godu
Тумилевич Е.Н. Построение системы корпоративной социальной ответственности в компании // Российское предпринимательство. 2012. № 23. C. 30–37. URL: Link
Pletnev D., Barkhatov V. Business Success of Small and Medium Sized Enterprises in Russia and Social Responsibility of Managers. Original Research Article. Procedia – Social and Behavioral Sciences,vol. 221, 7 June 2016, pp. 185–193. URL: Link_ Medium_Sized_Enterprises_in_Russia_and_Social_Responsibility_of_Managers doi: 10.1016/j.sbspro.2016.05.105
Martínez J.B., Fernández M.L., Fernández P.M.R. Corporate Social Responsibility: Evolution Through Institutional and Stakeholder Perspectives. European Journal of Management and Business Economics, 2016, iss. 25, pp. 8–14. URL: Link science/article/pii/S1019683815000591