Иосифов В.В.кандидат технических наук, заведующий кафедрой машиностроения и автомобильного транспорта, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация iosifov_v@mail.ru
Бобылёв Э.Э.аспирант кафедры машиностроения и автомобильного транспорта, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация ebobylev@mail.ru
Тема. Развитие электромобильного транспорта рассматривается многими странами мира как способ существенно улучшить состояние окружающей среды, возможность формирования новых рынков инновационной продукции и потому активно поддерживается различными мерами государственного стимулирования. Одной из часто используемых мер поддержки развития новых технологий является так называемая политика развертывания (deployment policy), требующая существенных объемов государственных субсидий на поддержку спроса на инновационные технологии, пока не являющиеся конкурентоспособными по цене. В работе на основе анализа состояния и динамики развития российского рынка электромобилей рассматривается целесообразность использования политики развертывания, предлагаются альтернативы. Методология. В работе использованы методы сравнительного анализа, технико-экономического анализа, описательной статистики, множественной линейной регрессии. В качестве информационной базы использованы аналитические обзоры Мирового энергетического агентства, данные крупных российских автомобильных дилеров, данные Федеральной службы государственной статистики. Результаты. Изучены тенденции развития российского рынка электротранспортных средств, а также особенности его пространственной структуры. В качестве основных барьеров развития выделены стоимостные (высокая цена на электромобили) и инфраструктурные (отсутствие необходимой структуры подзарядки). Построена модель формирования цены на легковой электромобиль в зависимости от его технических характеристик, выявлены наиболее важные параметры формирования спроса. Применение. Проведенный в работе анализ состояния российского рынка электромобилей и сравнительный анализ вероятных преимуществ и недостатков политики развертывания как меры государственного стимулирования развития электромобильного транспорта может быть использован для формирования федеральных и региональных программ поддержки научно-исследовательской и инновационной деятельности, совершенствования государственной политики в сфере энергоэффективности.
Ключевые слова: электромобиль, эконометрическое моделирование, государственное стимулирование, политика развертывания
Список литературы:
Leduc G., Mongelli I., Uihlein A., Nemry F. How Can Our Cars Become Less Polluting? An Assessment of Environmental Improvement Potential of Cars. Transport Policy, 2010, no. 17, iss. 6, pp. 409–419. URL: Link
Ратнер С.В., Маслова С.С. Государственное стимулирование развития рынка электрических транспортных средств: мировой опыт // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 22. С. 1281–1299. URL: Link
Boucar Diouf, Ramchandra Pode. Potential of Lithium-Ion Batteries in Renewable Energy. Renewable Energy, 2015, vol. 76, iss. C, pp. 375–380. URL: Link j.renene.2014.11.058
Александров И.К., Раков В.А. Ситуационный анализ освоения электрифицированного автомобильного транспорта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 37. C. 2–6. URL: Link
Lieven T. Policy Measures to Promote Electric Mobility – A Global Perspective. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2015, vol. 82, pp. 78–93. URL: Link 10.1016/j.tra.2015.09.008
Langbroek J.H.M., Franklin J.P., Susilo Y.O. The Effect of Policy Incentives on Electric Vehicle Adoption. Energy Policy, 2016, vol. 94, pp. 94–103. URL: Link j.enpol.2016.03.050
Воронина Л.А., Ратнер С.В. Научно-инновационные сети в России: опыт, проблемы, перспективы. М.: ИНФРА-М, 2012. 254 с.
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Стимулирование развития высокотехнологичных отраслей экономики (на примере машиностроения в Германии) // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. 2012. № 4. С. 46–58.
Ратнер С.В., Нарижная О.Ю. Трансформация структуры мирового энергетического рынка // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе. 2012. № 11. С. 57–64.
Morgadinho L., Oliveira C., Martinho A. A Qualitative Study about Perceptions of European Automotive Sector's Contribution to Lower Greenhouse Gas Emissions. Journal of Cleaner Production, 2015, vol. 106, pp. 644–653. URL: Link
Huenteler J. International Support for Feed-in Tariffs in Developing Countries – A Review and Analysis of Proposed Mechanisms. Renewable and Sustainable Energy Reviews, 2014, vol. 39, pp. 857–873. URL: Link
Huenteler J., Schmidt T.S., Kanie N. Japan's post-Fukushima Challenge – Implications from the German Experience on Renewable Energy Policy. Energy Policy, 2012, vol. 45, pp. 6–11. URL: Link
Ратнер С.В., Малхасьян С.С., Вранчан Н.А. Кооперационные стратегии в инновационной деятельности // Современные технологии управления. 2013. № 12. С. 44–52. URL: Link
Shi X., Wang X., Yang J., Sun Z. Electric Vehicle Transformation in Beijing and the Comparative Eco-Environmental Impacts: A Case Study of Electric and Gasoline Powered Taxis. Journal of Cleaner Production, 2016, vol. 137, pp. 449–460. URL: Link j.jclepro.2016.07.096
Hoen A., Koetse M.J. A Choice Experiment on Alternative Fuel Vehicle Preferences of Private Car Owners in the Netherlands. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2014, vol. 61, pp. 199–215. URL: Link