Иосифов В. В.кандидат технических наук, доцент кафедры наземного транспорта и механики, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Российская Федерация iosifov_v@mail.ru ORCID id: отсутствует SPIN-код: 3558-0754
Тема. Мировой рынок электромобилей демонстрирует бурный рост, который стимулируется различными мерами государственной поддержки. Их эффективность является предметом изучения многих российских и зарубежных экономистов, однако количественных оценок эффективности тех или иных видов стимулирующих мер в литературе не проводилось ввиду ограниченности статистических данных, накопленных за сравнительно небольшой период динамичного развития мирового рынка электромобилей. В статье сделана попытка восполнить пробел путем моделирования. Методология. В работе использованы методы статистического анализа: корреляционно-регрессионный анализ, тест на равенство средних для двух независимых выборок и непараметрический тест Манна – Уитни. Результаты. Построены модели парной линейной регрессии для описания влияния государственного субсидирования покупки электромобиля и влияния уровня развития инфраструктуры подзарядки на объем рынка электромобилей. С помощью теста на равенство средних выявлено, что применение льготных тарифов на парковку электромобилей, разрешение на использование выделенных полос и въезд в зоны с ограниченной транспортной доступностью, а также предоставление налоговых кредитов при покупке электромобилей и льготного тарифа на электроэнергию не оказывают статистически значимого влияния ни на годовой объем рынка электромобилей, ни на уровень их распространения. Полученные результаты подтверждены применением теста Манна – Уитни. Применение. Полученные модели могут использоваться для прогнозирования параметров российского рынка электромобилей при введении некоторых мер государственной поддержки.
Ключевые слова: электромобиль, эконометрическое моделирование, государственное стимулирование, политика развертывания
Список литературы:
Шехтман А.Ю. Тенденции развития конкурентных направлений автомобильной промышленности в мировом аспекте // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. URL: Link
Ратнер С.В., Маслова С.С. Государственное стимулирование развития рынка электрических транспортных средств: мировой опыт // Финансы и кредит. 2017. Т. 23. Вып. 22. С. 1281–1299. URL: Link
Александров И.К., Раков В.А. Ситуационный анализ освоения электрифицированного автомобильного транспорта // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 37. С. 2–6. URL: Link
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Моделирование эффектов сонаправленного развития автотранспортных технологий и технологий электрогенерации // Друкеровский вестник. 2017. № 3. С. 49–59. URL: Link
Mersky A.C., Sprei F., Samaras C. et al. Effectiveness of Incentives on Electric Vehicle Adoption in Norway. Transportation Research Part D: Transport and Environment, 2016, no. 46, pp. 56–68. URL: Link
Lieven T. Policy Measures to Promote Electric Mobility – A Global Perspective. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 2015, no. 82, pp. 78–93. URL: Link
Landbroek J.H.M., Franklin J.P., Susilo Y.O. The Effect of Policy Incentives on Electric Vehicle Adoption. Energy Policy, 2016, no. 94, pp. 94–103. URL: Link
Jin L., Searle S., Lutsey N. Evaluation of State-Level U.S. Electric Vehicle Incentives. International Council on Clean Transportation. Washington, DC, USA, 2014, 49 p. URL: Link
Nurhadi L., Borén S., Ny H. et al. Competitiveness and Sustainability Effects of Cars and Their Business Models in Swedish Small Town Regions. Journal of Cleaner Production, 2017, vol. 140, iss. 1, pp. 333–348. URL: Link
Mock P., Yang Z. Driving Electrification: A Global Comparison of Fiscal Incentive Policy for Electric Vehicles. International Council on Clean Transportation. Washington, DC, USA, 2014, 40 p. URL: Link
Li Y. Infrastructure to Facilitate Usage of Electric Vehicles and Its Impact. Transportation Research Procedia, 2016, vol. 14, pp. 2537–2543. URL: Link
Ратнер С.В., Аксюк Т.Д. Зарубежный опыт стимулирования микрогенерации на основе возобновляемых источников энергии: организационно-экономические аспекты // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2017. Т. 10. № 4. С. 104–113. URL: Link
Клочков В.В., Ратнер С.В. Управление развитием «зеленых» технологий: экономические аспекты. М.: ИПУ РАН, 2013. 291 с. URL: Link
Golichenko O. The Basic Factors of National Innovation System Development. Socio-Economics and Technological Innovations Mechanism and Institutions. Delhi, Narosa Publ., 2014, pp. 38–52.
Ратнер С.В., Иосифов В.В. Формирование рынков энергетического машиностроения в Китае и Индии // Вестник УРФУ. Серия «Экономика и управление». № 3. 2013. С. 52–62. URL: Link
Голиченко О.Г. Национальная инновационная система: от концепции к методологии // Вопросы экономики. 2014. № 7. С. 35–50.
Ивлев С.Н. Электромобиль ELLADA: проблемы продвижения и меры поддержки // Труды НАМИ. 2014. № 257. С. 65–75.
Берндт Э. Практика эконометрики: классика и современность: пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 848 с.
Айвазян С.А. Методы эконометрики. М.: Магистр: ИНФРА-М, 2010. 512 с.