Букреев И.А.старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Ялта, Российская Федерация bukreev.igor@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-6903-946X SPIN-код: 2325-5510
Тема. В статье исследуются методические подходы к оценке эффективности частного инвестирования в человеческий капитал как источник самовозрастающей стоимости. Особое место отводится образованию как главной структурной составляющей человеческого капитала. Последний рассматривается как самовозрастающая стоимость на основе роста производительности труда работника, сопровождаемая увеличением заработной платы, и собственность в виде профессиональных характеристик. Цели. Формирование методики оценки экономической эффективности инвестиций в образование как составляющей вложений в человеческий капитал на основе разницы в доходах при сравнении средних значений заработной платы на разных уровнях образования и затрат на обучение. Методология. Определены необходимые нормы отдачи от инвестиций в образование с учетом альтернативного использования трудовых и финансовых средств. Результаты. В качестве нормы отдачи рассмотрены необходимые равные поступления дополнительного дохода (аннуитет) на протяжении всей трудовой деятельности, рассчитанные с учетом средств, вложенных в образование, и утраченного заработка за период обучения как альтернативных издержек. Значения реальных показателей позволили четко определить чистый доход от инвестиций в образование разного уровня. Выводы. Разработанная методика позволяет определить эффективность использования частным лицом трудовых и финансовых ресурсов в качестве инвестирования в образование. Применение. Методика может быть применена в оценке эффективности частного инвестирования и необходимой нормы отдачи от инвестиций в сфере образования.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1935. С. 234–235.
Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. М.: Дело, 2000. 560 с.
Marshall A. Principles of Economics. New York, Macmillan Co, 1959.
Маршалл А. Принципы политической экономии. Т. 1. М.: Прогресс, 1983.
Блауг М. Несложный урок экономической методологии // THESIS. 1994. Вып. 4. URL: Link
Blaug M. An Introduction to Economics of Education. London, Elsevier, 2014.
МарксК. Капитал. Т. 1 / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 23. М.: Политиздат, 1968. 907 с.
Маркс К. Капитал. Т. 2 / Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 24. М.: Политиздат, 1968. 648 с.
Schultz T.W. Investment in Human Capital. The American Economic Review, 1961, vol. 51, no. 1, pp. 1–17.
Schultz T. W. Human Capital: Policy Issues and Research Opportunities. In: Human Resources, Fiftieth Anniversary Colloquium VI. N. Y., 1975.
Walras L. Elements of Pure Economics. London, Allen and Unwin, 1954.
McCullox J.R. The Principles of Political Economy. Alex Murray & Son, 1870.
Беккер Г.С. Человеческое поведение: экономический подход / Избранные труды по экономической теории: пер. с англ. под ред. Р.И. Капелюшникова, М.И. Левина. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 672 с.
Psacharopoulos G., Patrinos H.A. Returns to Investment in Education: A Further Update. Education Economics, 2004, vol. 12, no. 2, pp. 111–134. URL: Link
Mincer J.B. Schooling, Experience and Earnings. New York, National Bureau of Economic Research, 1974. URL: Link
Becker G.S., Chiswick B.R. Education and the Distribution of Earnings. The American Economic Review, 1966, vol. 56, no. 1-2, pp. 358–369.
Макконел К.Р., Брю С.Л., Флинн С.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика / пер. с англ. В 2 т. Т. 2. М.: Республика, 1992. 400 с.
Маркс К. Капитал. Критика политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 49. М.: Политиздат, 1974. С. 81.
Маркс К. Критика политической экономии / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., Т. 23. М.: Политиздат, 1974. С. 208–209.
Becker G.S. Human Capital and the Personal Distribution of Income: An Analytical Approach. Human Capital. 2nd ed. New York, Columbia University Press, 1975, pp. 94–144.
Becker G.S. Investment in Human Capital: A Theoretical Analysis. The Journal of Political Economy, 1962, vol. 70, no. 5, pp. 9–49. URL: Link
Jimenez E., Patrinos H.A. Can Cost-Benefit Analysis Guide Education Policy in Developing Countries? The World Bank Policy Research Working Paper, 2008, no. 4568, 42 p. URL: Link
Patrinos H.A., Psacharopoulos G. Returns to Education in Developing Countries. Economics of Education Labor Markets, Education and Earnings. 2010, pp. 305–312. URL: Link
Букреев И.А. Проблемы формирования будущего специалиста, соответствующего требованиям рынка // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-2. С. 39–51. URL: Link