+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансовая аналитика: проблемы и решения»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Непитьевая вода как товар: рынок и стратегия продвижения

Купить электронную версию статьи

т. 13, вып. 3, сентябрь 2020

Получена: 11.06.2020

Получена в доработанном виде: 28.06.2020

Одобрена: 16.07.2020

Доступна онлайн: 14.08.2020

Рубрика: ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Коды JEL: Q25

Страницы: 246–270

https://doi.org/10.24891/fa.13.3.246

Крупина Н.Н. доктор экономических наук, профессор кафедры технологии управления, Санкт-Петербургский государственный аграрный университет (СПбГАУ), Санкт-Петербург, Российская Федерация 
krupina_n17@mail.ru

https://orcid.org/0000-0002-7983-845X
SPIN-код: отсутствует

Предмет. Особенности рынка непитьевой воды, стратегии рыночного поведения агентов, меры государственного администрирования и поддержки товарооборота.
Цели. Обоснование возможности сберегающего водопользования путем расширения рынка непитьевой воды для использования в общехозяйственных и помывочных процессах, оценка стратегических рыночных позиций товара.
Методология. Использованы общенаучные методы анализа водопользования как социально-экономического процесса, систематизация известных точек зрения и опубликованных результатов исследований, матричный инструментарий выбора стратегии рыночного поведения операторов, графический и логический анализ элементов рынка и мер государственного администрирования.
Результаты. Уточнены понятия «непитьевая вода» и «рынок непитьевой воды», охарактеризованы особенности элементов рынка непитьевой воды – товар, границы, масштабы, цены, субъектные отношения, функции. Проведен двойной матричный анализ стратегических позиций зон хозяйствования частных операторов в координатах матриц «продукт – рынок» и «покупатель – продавец». Обоснована необходимость в условиях нарастающего дефицита пресной воды и деградации водоемов наряду с фискальными льготами шире использовать «жесткие» меры государственного администрирования.
Область применения. Организация торговой деятельности водоканалов и частных операторов, деятельность органов исполнительной власти в регионах и муниципальных образованиях, организующих и контролирующих ход исполнения национальных стратегических программ и проектов.
Выводы. Развитие локальных рынков непитьевой воды есть необходимое условие обеспечения национальной водной безопасности и конкурентных преимуществ России. Анализ деятельности операторов путем координации классических управленческих матриц «продукт – рынок» и «покупатель – продавец» позволяет оценивать формируемые зоны хозяйствования и применять типовые стратегии рыночного поведения в целях поддержания конкурентного потенциала.

Ключевые слова: водопользование, сточные воды, непитьевая вода, водный рынок, матричный анализ, стратегическое позиционирование товара, администрирование

Список литературы:

  1. Данилов-Данильян В.И. Вода – стратегический фактор развития экономики России // Вестник Российской академии наук. 2007. Т. 77. № 2. С. 108–114.
  2. Лихачёва А.Б. Проблема пресной воды как структурный фактор мировой экономики // Экономический журнал ВШЭ. 2013. Т. 17. № 3. С. 497–523. URL: Link
  3. Яшалова Н.Н., Рубан Д.А. Особая значимость экологического фактора для устойчивого развития национальной экономики: концептуальный анализ // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. Вып. 14. С. 20–30. URL: Link
  4. Ridoutta B.G., Huang J. Environmental Relevance – The Key to Understanding Water Footprints. Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America, 2012, vol. 109, no. 22, p. 8785. URL: Link
  5. Wolf A., Kramer A., Carius A., Dabelko G.D. Managing Water Conflict and Cooperation. In: State of the World 2005: Redefining Global Security. The WorldWatch Institute, 2005, pp. 80–95.
  6. Колупаева В.Б. Специфика использования водных ресурсов в современной системе экономических отношений // Экономический вестник Республики Татарстан. 2008. № 2. С. 21–24.
  7. Пряжинская В.Г. Устойчивое управление водными ресурсами и его информационное обеспечение. Современное состояние водных ресурсов Нижней Волги и проблемы их управления. Астрахань: ИД Астраханский университет, 2009. С. 106–109.
  8. Angelstorf L. The Provision of Water in the EU. The Difficulty of Regulating a Market without Prevailing Guidelines in the Light of Numerous Inconsistent Legal Regimes. Institute for European Global Studies, 2014, April, 58 p.
  9. Бычковский И.В. Экономические аспекты модернизации водопроводно-канализационного хозяйства // Водоснабжение и санитарная техника. 2005. № 9. С. 34–38.
  10. Ушаков Е.П. Экономико-финансовый механизм в управлении водопользованием // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. Т. 10. Вып. 19. С. 20–31. URL: Link
  11. Лю Цин. Анализ создания рынка воды в условиях дефицита водных ресурсов // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 12. С. 358–361. URL: Link
  12. Савина А.М. Теоретические аспекты управления водными ресурсами в регионе // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 13. С. 303–308. URL: Link
  13. Schulze C., Skiera B., Wiesel T. Linking Customer and Financial Metrics to Shareholder Value: The Leverage Effect in Customer-Based Valuation. Journal of Marketing, 2012, vol. 76, no. 2, pp. 17–32. URL: Link
  14. Боброва В.В., Аношкин А.П. Теоретико-методические основы развития территории города // Экономическое возрождение России. 2014. № 2. С. 105–112.
  15. Hoekstra A.Y., Mekonnen M.M. Reply to Ridoutt and Huang: From Water Footprint Assessment to Policy. Proceedings of the National Academy of Sciences, 2012, vol. 109, no. 22, pp. 1424–1425. URL: Link
  16. Богатырёв М.И., Чупрова Е.Р. Основные проблемы рынка питьевой воды в России // Бизнес-образование в экономике знаний. 2018. № 3. С. 12–15. URL: Link
  17. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: Питер Ком, 2005. 206 с.
  18. Кузнецова Е., Барчугова Е., Бродач М. Дождевая вода как перспективный ресурс общественных пространств // Здания высоких технологий. 2018. № 3. С. 48–54.
  19. Coustumer S.M.L., Fletcher T.D., Deletiü A., Barraud S. Hydraulic Performance of Biofilters: First Lessons from Both Laboratory and Field Studies. Water Science and Technology, 2007, vol. 56, iss. 10, pp. 93–100. URL: Link
  20. Blecken G.-T., Marsalek J., Viklander M. Laboratory Study of Stormwater Biofiltration in Low Temperatures: Total and Dissolved Metal Removals and Fates. Water, Air and Soil Pollution, 2011, vol. 219, pp. 303–317. URL: Link
  21. Свинцов А.П., Малов А.Н., Масри Г.Х. Сегментированный рынок услуг водоснабжения в жилищном фонде (в порядке обсуждения) // Водоснабжение и санитарная техника. 2009. № 2. С. 23–27.
  22. Костюшев С. Реализация потенциалов Российских водных ресурсов // Российское экспертное обозрение. 2008. № 1. С. 34–38.
  23. Mersky A.C., Sprei F., Samaras C., Qian Z. Effectiveness of Incentives on Electric Vehicle Adoption in Norway. Transportation Research, Part D. Transport and Environment, 2016, no. 46, pp. 56–68. URL: Link
  24. Глик П.Х. Капля в море: эффективное управлении водными ресурсами должно обеспечивать баланс между потребностями развития и экономическими соображениями // Финансы и развитие. 2013. Вып. 50. № 3. С. 11–15. URL: Link

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8768 (Online)
ISSN 2073-4484 (Print)

Свежий номер журнала

т. 17, вып. 3, сентябрь 2024

Другие номера журнала