Букреев И.А.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Институт экономики и управления – филиал Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского (КФУ им. В.И. Вернадского) Ялта, Российская Федерация bukreev.igor@bk.ru https://orcid.org/0000-0002-6903-946X SPIN-код: 2325-5510
Тема. Сезонность, проявляющая себя в изменениях показателей деловой активности предприятий рекреационной сферы. Цикличность, с которой действует сезонность, характеризуется повышенным спросом в пик сезона и высокой нагрузкой на существующую инфраструктуру, результатом чего является высокая цена и невозможность предоставить нужное качество услуг. В то же время невостребованность инфраструктуры в межсезонье заставляет содержать ее с большими затратами. Предмет. Потенциал предпринимательской деятельности рекреационной сферы, под которым понимаются все финансовые, производственные и предпринимательские возможности предприятий данной сферы. Цели. Оценка используемых возможностей рекреационной сферы и рекомендации на этой основе на примере Большой Ялты. Методы. В работе использовались методы корреляционно-регрессионного анализа как основные инструменты анализа деятельности предприятий в условиях сезонности. Результаты. Показано, что причинами сегодняшнего состояния предприятий рекреационной сферы является проблема сезонности. Установлено, что данные предприятия имеют высокий уровень недозагрузки – около половины своего производственного (54%) и финансового потенциала (53%) и более половины предпринимательского потенциала (66%). В целях прогнозирования изменения прибыли предприятий определен ряд мер для оптимизации их ресурсов. Выводы. В целях повышения эффективности предприятий рекреационной сферы необходим поиск способов оптимизации ресурсов в соответствии с их деловой активностью или увеличение объемов деятельности в период межсезонья. Полученные коэффициенты сезонности можно использовать при расчете потребности в персонале, его обучении и определении необходимого минимума, который будет объектом вложения в человеческий капитал (20%), а также минимальный размер всех оборотных средств.
Цехла С.Ю., Симченко Н.А., Полищук Е.А. Развитие структуры кадрового обеспечения санаторно-курортного комплекса Республики Крым // Экономика региона. 2015. № 3. С. 149–160. URL: Link
Климчук С.В., Надворная Г.Г., Оборин М.С., Гварлиани Т.Е. Разработка механизма эффективного формирования и использования экономического потенциала предприятий туристско-рекреационной сферы // Проблемы развития территории. 2017. № 1. С. 45–58. URL: Link
Оборин М.С., Прохорова О.В. Особенности развития и оценки механизма управления предприятиями санаторно-курортного комплекса Республики Крым на этапе интеграции в экономику России // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 2. С. 565–576. URL: Link
Тарасенко В.С., Ена В.Г., Бережная И.В. Устойчивый Крым. Курортополис Большая Ялта. Симферополь: Ариал, 2010. 392 с.
Яковенко И.М. Рекреационное природопользование: методология и методика исследований: монография. Симферополь: Таврия, 2003. 335 с.
Яковенко И.М. О дефинициях теории рекреационного природопользования // Культура народов Причерноморья. 2005. № 64. С. 22–27.
Чекулина Т.А., Парушина Н.В., Лытнева Н.А. Экономический анализ эффективности предпринимательской деятельности // Вестник ОрёлГИЭТ. 2018. № 3. С. 157–160.
Павленко И.Г., Букреев И.А. Ресурсное обеспечение развития предпринимательства в рекреационной сфере региона Большая Ялта // Вопросы региональной экономики. 2018. № 4. С. 84–89.
Букреев И.А. Проблемы и перспективы развития туристско-рекреационной отрасли региона Большая Ялта // Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. Вып. 9. С. 1777–1790. URL: Link
Карлберг К. Регрессионный анализ в Microsoft Excel. М.: Диалектика, 2019. 400 с.
Гришин И.Ю., Тимиргалеева Р.Р., Шостак М.А. Управление развитием предприятий туристско-рекреационной сферы на основе внутреннего маркетинга: монография. Симферополь: Ариал, 2015. 307 с.
Porter M.E. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. New York: Free Press, 1980. 396 p.
Porter M.E. The Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York: Free Press, 1985. 557 p.
Наливайченко Е.В., Хоришко А.А. О факторах обеспечения конкурентоспособности предприятий в современных экономических условиях // Экономика и управление: теория и практика. 2018. Т. 4. № 3. С. 38–41.
Букреев И.А. Стратегия развития предпринимательской деятельности в рекреационной сфере на основе субрегиональных особенностей Крыма // Сервис в России и за рубежом. 2019. № 2. C. 110–118. URL: Link
Надворная Г.Г., Климчук С.В., Оборин М.С., Гварлиани Т.Е. Теория и методология оценки экономического потенциала предприятий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 6. С. 70–90. URL: Link
Фальцман В.К. Потенциал предприятия СССР: вопросы прогнозирования. М.: Экономика, 1987. 214 с.
Фигурнов Э.Б. Производственный потенциал. М.: Экономика, 1982. 305 с.