Предмет. Методики оценки цифровой трансформации компаний для поиска наиболее приемлемых практик определения уровня цифровой зрелости бизнеса и дальнейшего использования результатов реализации данных методик при решении конкретных прикладных задач. Цели. Совершенствование методики оценки цифровой зрелости российских компаний на базе раскрытия ими информации о реализации своих цифровых инициатив. Методология. Использовались методы анализа, синтеза, обобщения, моделирования, а также описания и эксперимента, формализации. Результаты. Разработана и обоснована методика оценки уровня цифровой зрелости российских компаний в виде предложения расчета индекса раскрытия цифровой информации. Разработанная методика применена на примере российских компаний нефтегазовой отрасли. Результаты реализации предложенной методики могут использоваться для дальнейшего исследования влияния определяемого уровня цифровой зрелости компаний на финансовые результаты их деятельности, включая стоимость бизнеса. Выводы. В научной среде отсутствует единое и системное понимание феномена цифровой экономики, в том числе методов оценки факторов цифровой перестройки, влияющих на деятельность компаний. В отечественной и зарубежной литературе круг и результаты исследуемых вопросов в области цифровой трансформации схожи. Уровень раскрытия информации о цифровой перестройке бизнеса крупных нефтегазовых компаний в целом находится на высоком уровне, однако носит хаотичный и несистемный характер, включая отсутствие в большинстве случаев представления финансовых эффектов реализации цифровых инициатив.
Михайлов П.А., Бабкин А.В. Факторы и показатели оценки цифровой трансформации промышленного предприятия // Universum: экономика и юриспруденция. 2022. № 9. URL: Link
Ribeiro-Navarrete B., Martín J.M.M., Guaita-Martínez J.M., Simón-Moya V. Analysing cooperatives’ digital maturity using a synthetic indicator. International Journal of Information Management, 2023, vol. 72, no. 102678. URL: Link
Siying Peng, Xuchu Jiang, Ying Li. The impact of the digital economy on Chinese enterprise innovation based on intermediation models with financing constraints. Helion, 2023, vol. 9, iss. 3. URL: Link
Гибадуллин Э.И. Индекс цифровой зрелости российских публичных компаний // Финансы и кредит. 2022. Т. 28. Вып. 12. С. 2873–2898. URL: Link
Кочетков Е.П., Забавина А.А., Гафаров М.Г. Цифровая трансформация компаний как инструмент антикризисного управления: эмпирическая оценка влияния на эффективность // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2021. Т. 12. № 1. С. 68–81. URL: Link
Лещенко Н.П., Реутова И.М. Факторы цифровой трансформации российских компаний: отраслевой аспект // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2020. № 4. С. 34–40. URL: Link
Шестакова Е.Д. Исследование влияния базовых факторов цифровой экономики на трансформацию деятельности и рост стоимости современных компаний // Экономические системы. 2022. Т. 16. № 2. С. 36–53.
Кочетков Е.П. Цифровая трансформация экономики и технологические революции: вызовы для текущей парадигмы менеджмента и антикризисного управления // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2019. Т. 10. № 4. С. 330–341. URL: Link
Williams L.D. Concepts of Digital Economy and Industry 4.0 in Intelligent and information systems. International Journal of Intelligent Networks, 2021, vol. 2, pp. 122–129. URL: Link
Zhongfei Chen, Guanxia Xie. ESG disclosure and financial performance: Moderating role of ESG investors. International Review of Financial Analysis, 2022, vol. 83, no. 102291. URL: Link
Федорова Е.А., Афанасьев Д.О., Нерсесян Р.Г., Ледяева С.В. Влияние нефинансовой информации на основные показатели российских компаний // Журнал Новой экономической ассоциации. 2020. № 2. С. 73–96. URL: Link
Теплова Т.В., Соколова Т.В., Томтосов А.Ф. и др. Сентимент частных инвесторов в объяснении различий в биржевых характеристиках акций российского рынка // Журнал Новой экономической ассоциации. 2022. № 1. С. 53–84. URL: Link