Жалнинский В.Б.главный инспектор Счетной палаты Российской Федерации ;
В процессе анализа деятельности российских региональных администраций в области управления государственным долгом становится очевидным, что уже сегодня в большинстве регионов России долговая политика относится к одному из приоритетных направлений деятельности в рамках бюджетного процесса, и приведенные автором в статье статистические данные о динамике и объемах регионального долга за 2005-2007 годы красноречиво говорят об этом. Особую актуальность тема управления региональным долгом приобретает в свете реформ по разграничению полномочий между уровнями административной системы. Практика контроля за состоянием регионального долга показывает, что регулирующий его Бюджетный кодекс РФ представляет из себя все-таки административный документ, определяющий основные параметры долговой политики региона в рамках бюджетного процесса, а к управлению региональным долгом должны применяться более «гибкие» и «рыночные» методы управления. В связи с этим в статье указывается на необходимость разработки более «детальной» методологии по управлению региональным долгом. Для этого автор предлагается начать с разработки и внедрения механизма мониторинга долговых обязательств на всех уровнях бюджетной системы, что, в свою очередь, как полагает автор, определило бы и необходимость дальнейших институциональных преобразований в сфере управления государственным (региональным) долгом. Также, по мнению автора, управление государственным (региональным) долгом должно постепенно отходить от принципов административного управления и постепенно смещаться в сторону управления с применением рыночных механизмов. Внедрение в российскую практику института долговых агентств, как раз и могло бы стать одним из возможных инструментов рыночного регулирования государственного (регионального) долга. В качестве выводов, автор отмечает, что действующее в настоящее время бюджетное законодательство по вопросам государственного долга дает только «направление», но не дает конкретной методологии управления государственным долгом, что крайне необходимо сейчас регионам России. В ходе подготовки статьи автором были использованы официальные материалы Правительства Российской Федерации, Минфина России, Счетной палаты Российской Федерации, а также ранее изданные работы автора и другие источники.