Иностранные банки уже давно осознали те возможности, которые предоставляют им финансовые рынки стран бывшего социалистического лагеря, являющие на сегодняшний день странами с переходной экономикой. В данной статье рассматривается (в контексте теории международного бизнеса) стратегия развития национальных банков этих стран, процесс вступления в рынки стран с переходной экономикой иностранных банков и стратегия развития международных банков, в частности, роль прямых иностранных инвестиций в банковские услуги. Развитие внутренних рынков в сочетании с появлением международной клиентуры и созданием мультинациональных компаний естественным образом сделали регион Центральной и Восточной Европы привлекательным для международных банков. Такие страны как Венгрия, Польша, Чешская и Словацкая республики дальше других бывших социалистических стран продвинулись по пути создания рыночной экономики и сейчас этим странам присуща наиболее стабильная и наиболее либеральная экономическая, политическая и юридическая среда. Поэтому именно эти страны привлекают наибольшие суммы прямых иностранных банковских инвестиций. Европейский рынок банковских услуг является очень сложным и внутренне неоднородным. Оказание услуг частным клиентам отличается от оказания услуг корпоративным клиентам, однако и то и другое подразумевает одновременное управление активами и пассивами. Для разных сегментов рынка стран с переходной экономикой иностранные банки предлагают широкий набор продуктов и услуг, причем каждый банк имеет свои особенности вступления в рынок конкретной страны. Сегодня небольшие международные банки (преимущественно австрийские и немецкие) первыми отказались от доминантного мотива следования за своими клиентами в страны с переходной экономикой. Мы полагаем, что поведение мультинациональных банков отражает ограниченный спрос национальных корпораций на сложные финансовые продукты, а также отсутствие у иностранных банков желания предлагать рынку более простые банковские продукты. Эти банки практически не занимаются предоставлением кредитов национальным компаниям стран с переходной экономикой из-за продолжающейся реструктуризации корпоративных клиентов, снижения кредитоспособности последних и отсутствия общепринятых принципов кредитной политики. Как показывает практика, наибольшая выгода от присутствия того или иного банка на новом финансовом рынке может быть получена в результате достаточно небольшого инвестирования, причем даже без участия акционерного капитала. Объем инвестирования - это только одно из нескольких соображений при определении эффективности присутствия того или иного банка на данном финансовом рынке, поскольку существуют и другие весьма важные моменты, такие, как, валютный риск, профиль компании, ее задолженность данному банку или другим банкам, конкурентная среда, размеры рынка и т.д.