Лазарев С.Н.Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова ;
Автор статьи исходит из того, что в достаточно близкой перспективе Базель II должен стать органичной частью системы управления рисками банка. Одним из принципиально новых требований соглашения является необходимость придания свойства интегративности системам управления рисками банков, на обеспечение которого направлено предложение о создании системы внутреннего рейтинга предполагаемых кредитов, основывающейся на оценке качеств потенциальных заемщиков. Использование таких рисковых рейтингов позволяет вычислять необходимые резервы под каждый из кредитов в отдельности. Другим принципиальным положением Базеля II, относящимся к методическому обеспечению дистанционного анализа банка-заемщика в межбанковском кредитовании, является требование об использовании процедур стресс-тестирования. Эти методы позволяют провести анализ финансового состояния банка при условии, что информация, которую может использовать аналитик (банковский баланс и пр.) достаточно адекватна и достоверно отражает финансовое положение контрагента. В связи с этим одной из наиболее сложных и наиболее актуальных задач в настоящее время является обеспечение достоверной, достаточно полной и детализированной информацией, используемой в методических подходах. Осознавая имеющиеся информационно-методические проблемы (устаревшие данные банковских балансов, «рисование»), ЦБ РФ развернул борьбу с «рисовальщиками» балансов. Были изданы инструкции, затрудняющие проведение тех или иных «легальных» схем. Кроме того, переход к системе страхования вкладов плотно связан с проверками деятельности банков и их финансовой отчетности. На решение описанных выше проблем информационного обеспечения направлена и создающаяся система Бюро кредитных историй (БКИ). В статье рассмотрены проблемы препятствующие эффективному функционированию системы БКИ: недостаточная правовая защищенность кредитных организаций и недостаточное нормативно-правовое регулирование, наличие "карманных" бюро, существенный потенциальный риск потери конфиденциальности для заемщиков, недостаточность информации, предоставляемой БКИ для получения достоверных прогнозных оценок заёмщиков, конфликтность функционирования БКИ, а также не решенный вопрос об ответственности за непредставление информации в бюро. Также большое внимание уделено практике работы БКИ в современных реалиях и возможным решениям рассмотренных системных проблем. Наиболее перспективным направлением представляется создание единой информационной системы на новых правовых, организационных и структурных принципах, позволяющих преодолеть препятствия «рыночной» практики создания и применения такой информационной системы.