Трачук С.С.Ростовский государственный экономический университет "РИНХ" ;
В соответствии со сводными данными государственной статистической отчетности, протяженность сети автомобильных дорог общего пользования в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2007 г. составила 600,6 тыс. км, в том числе: федеральных автомобильных дорог - 47,1 тыс. км; территориальных дорог - 553,5 тыс. км. 546,3 тыс. км автомобильных дорог общего пользования имеют твердое покрытие, что составляет около 91 % от их общей протяженности. В то же время, согласно расчетам специалистов, протяженность сети автомобильных дорог с твердым покрытием в Российской Федерации должна составлять не менее 1,5 млн км. По оценкам Всемирного банка, для надлежащего содержания существующей сети автомобильных дорог требуется финансирование в объеме около 3-4 млрд долл. США в год. Для поддержания темпов экономического роста на уровне не менее 5 % в год требуются дополнительно затраты в размере еще 4 млрд долл. в год. Дополнительно необходимы капиталовложения для выполнения отложенных работ по содержанию и ремонту автодорог, объем которых оценочно составляет около 20 млрд долл. Если последнюю цифру равномерно распределить на 10 лет, то это составит еще 2 млрд долл. в год. Сумма этих трех компонентов подразумевает инвестиции в размере от 9 до 10 млрд долл. в год. Сегодня объем государственных расходов на содержание и развитие дорожной сети Российской Федерации на порядок меньше. Таким образом, если не произойдет резкого увеличения инвестиций в автомобильные дороги, дорожная сеть не сможет выполнять свою экономическую функцию, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе может привести к угнетению производственной и социальной сфер. Более того, поскольку автомобильные дороги соединяют пространственно разделенные части территории России, недостаточная развитость дорожной сети является фактором, ослабляющим хозяйственные связи между регионами и представляющим угрозу территориальной целостности страны.