Жданчиков П.А.кандидат экономических наук, заведующий отделом Института социальной политики и социально-экономических программ, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" peters8@yandex.ru
В статье отмечается, что инфраструктурные проекты составляют основу развития экономического потенциала общества. Финансирование инфраструктурных проектов является одной из наиболее актуальных проблем современной российской экономики вследствие расширения масштабов развития социально-экономической инфраструктуры в различных регионах страны. В этих условиях особый интерес представляют поиски новых источников и механизмов проектного финансирования, в том числе в рамках государственно-частного партнерства. Одним из таких механизмов является применение отложенных налоговых платежей (Tax Increment Financing, TIF), получившее широкое распространение за рубежом и почти не представленное в России. Рассмотрены возможности использования механизма TIF в современных российских условиях, уточнен понятийный аппарат механизма отложенных налоговых платежей, изучен зарубежный опыт использования механизма TIF, проведен анализ условий применения данного механизма в российских условиях. С помощью методов сравнительного анализа и организационно-правового моделирования исследованы различные аспекты применения механизма TIF в рамках государственно-частного партнерства, определены наиболее характерные отрасли экономики, где применение механизмов отложенных налоговых платежей наиболее эффективно. Представлено описание концептуальных основ и экономико-организационных принципов анализа и использования технологии Tax Increment Financing для финансирования инфраструктурных проектов. Обобщен зарубежный и отечественный опыт в данной предметной области. Выявлены достоинства и недостатки метода. Сделан вывод о необходимости применения механизма отложенных налоговых платежей в российской практике финансирования масштабных инфраструктурных проектов. Отмечены недостаточное правовое обеспечение механизма отложенных платежей и неясность перспектив его использования в российской практике в современных условиях.
Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования государственно-частного партнерства // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. № 2. С. 35–42.
Белицкая А.В. Зарубежный опыт государственного регулирования государственно-частного партнерства // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 110–114.
Варнавский В.Г. Государственно-частное партнерство: некоторые вопросы теории и практики // Мировая экономика и международные отношения . 2011. № 9. С. 41–50.
Голубцов В.Г. Совершенствование правового регулирования отношений в сфере государственно-частного партнерства на современном этапе. URL: Link.
Завьялова Е.Б. Особенности развития государственно-частного партнерства во внешнеэкономической деятельности зарубежных стран // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 4. С. 54–63.
Захаров А.Н. Роль механизмов государственно-частного партнерства в решении экономических и социальных проблем России // Мировое и национальное хозяйство. 2011. № 1. С. 1–2.
Захаров А.Н., Овакимян М.С. Использование зарубежного опыта государственно-частного партнерства в решении экономических задач России (на примере Франции) // Российский внешнеэкономический вестник. 2012. № 6. С. 12–24.
Лабыкин А.С. Концессионные соглашения – это удел отважных людей // Expert Online. 2014. 21 февраля.
Ларионова И.В. Финансирование инфраструктурных проектов с использованием механизма отложенных налоговых платежей // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 5. C 51–56.
Макаров И.Н. Государственно-частное партнерство в системе взаимодействия бизнеса и государства: институциональный подход // Российское предпринимательство. 2013. № 24. С. 18–29.
Сазонов В.Е. Особенности правового обеспечения и реализации государственно-частного партнерства в Дании // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 70–72.
Сазонов В.Е. Особенности правового обеспечения и реализации государственно-частного партнерства в Австралии // Административное право и процесс. 2013. № 1. С. 65–68.
Халимовский Ю.А. Государственно-частное партнерство в субъектах РФ: блуждание в темноте // Налоги. 2011. № 14. С. 4.
Шабашевич М. Эффективность реализации инфраструктурных проектов ГЧП в России. URL: Link.
Шохин С.О. Правовое обеспечение государственно-частного партнерства с участием малого и среднего бизнеса // Юридический мир. 2013. № 12. С. 40–44.
Bogetic Z., Fedderke J. Forecasting Investment Needs in South Africa’s Electricity and Telecom Sectors // South African Journal of Economics. 2006. Vol. 74. № 3. P. 530–556.
Guasch J. Granting and Renegotiating Infrastructure Concession. Doing It Right. Wash., DC: World Bank Institute. 2004.
Petersen O.H. Public-Private Partnerships: Policy and Regulation. (With Comparative and Multi-level Case Studies from Denmark and Ireland): PhD-dissertation. Department of Business and Politics. Copenhagen Business School. Copenhagen. 2011. 226 p.
Reforming Infrastructure: Privatization, Regulation and Competition. Washington, D. C. World Bank: Policy Research Report. 2004.