Включен в перечень ВАК по специальностямЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:5.2.1. Экономическая теория 5.2.3. Региональная и отраслевая экономика 5.2.4. Финансы 5.2.5. Мировая экономика 5.2.6. Менеджмент ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ: 5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике Реферирование и индексированиеРИНЦReferativny Zhurnal VINITI RAS Worldcat LCCN Permalink Google Scholar Электронные версии в PDFEastvieweLIBRARY.RU Biblioclub |
Создание и усиление положительных мотивов должника как способ повышения эффективности взыскания долгов и укрепления экономической безопасности
Доступна онлайн: 15.02.2015 Рубрика: ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ Страницы: 18-30
В статье отмечается, что эффективное взыскание долгов является важным условием нормального функционирования любого хозяйствующего субъекта и участника гражданского оборота. Актуальность соблюдения этого условия возрастает в периоды кризисных явлений в экономике. Соответственно, объектом исследования выступили отношения должников и кредиторов. Предметом - мотивация неисполнительных должников. Были решены две главные задачи: выявлены и систематизированы основные положительные мотивы должника, учет которых кредиторами (взыскателями) мог бы способствовать оптимизации работы по взысканию проблемных долгов; смоделирован и описан универсальный психологический механизм эффективного взыскания долгов банками и иными кредиторами, базирующийся на анализе и учете мотивационной сферы неисполнительного должника. Эмпирической базой исследования выступили: материалы доследственных проверок, уголовных и гражданских дел, связанных с неисполнением должниками своих обязательств; результаты опросов работников банков, других коммерческих организаций (из подразделений по работе с проблемной задолженностью, юридических подразделений, служб экономической безопасности), сотрудников правоохранительных органов; данные, полученные в ходе стороннего и включенного наблюдения за отношениями должников и кредиторов; другие источники. Также были проведены собеседования с должниками, отбор и опрос участников фокус-группы (специалистов по работе с должниками). Использовались мысленное моделирование, мысленный эксперимент, реальный эксперимент, системный анализ, сравнение, обобщение и другие научные методы. Представлен универсальный психологический механизм эффективного взыскания долгов банками и иными кредиторами, базирующийся на анализе и учете мотивационной сферы неисполнительного должника. Описаны и систематизированы типичные положительные мотивы должников, раскрыта роль негативных мотивов должников, показана связь однонаправленных и полярных мотивов, даны рекомендации по формированию либо усилению положительных мотивов. Полученные результаты позволят оптимизировать работу по управлению дебиторской задолженностью хозяйствующих субъектов, повысить эффективность усилий по взысканию проблемных долгов, а также укрепить экономическую безопасность страны. Ключевые слова: проблемные долги, мотивы должников, эффективное взыскание долгов, экономическая безопасность, криминальные проявления Список литературы:
|
ISSN 2311-8709 (Online)
|
|