Васюнина М.Л.кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ vasyuninaml@mail.ru
В современных условиях обеспечение устойчивости бюджетной системы Российской Федерации во многом зависит от стабильности доходной базы бюджетов. В статье рассматриваются пути укрепления их доходов на основе совершенствования управления налоговыми и неналоговыми поступлениями. В рамках оценки управления доходами бюджетов отмечается ряд проблем: неэффективность отдельных льгот по налогам и сборам; сдержанное влияние неналоговых доходов на формирование бюджетов в связи с несовершенством их администрирования; множественность обязательных платежей, увеличивающих фискальную нагрузку и не поступающих в бюджеты; низкое качество прогнозирования бюджетных доходов. Анализируются теоретические подходы и формулируются практические рекомендации по вопросам применения налоговых преференций и определения налоговых расходов, совершенствования механизма мобилизации отдельных видов неналоговых доходов, прогнозирования доходов бюджетов. Обобщается опыт органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части методического сопровождения оценки эффективности налоговых льгот и определяются перспективы его применения на федеральном уровне. Рассмотрены подходы к оценке результативности налоговых преференций, обозначены инструменты противодействия неэффективным налоговым льготам, названы меры по совершенствованию администрирования неналоговых доходов, а также обоснована необходимость инвентаризации и кодификации неналоговых платежей и сборов. Сформулированы предложения по изменению нормативной правовой базы в части определения налоговых льгот как предмета мониторинга и оценки, закрепления понятия налоговых расходов, расширения состава неналоговых доходов бюджетов за счет включения отдельных видов платежей, формулировки требований к реализации права органов государственной власти на установление обязательных платежей и сборов, определения инструментов и процедур прогнозирования доходов главными администраторами доходов бюджета. Подчеркивается важность поиска в сфере управления бюджетными доходами новых направлений и инструментов, обеспечивающих мобилизацию внутренних финансовых резервов и способствующих стабильности бюджетных фондов.
Аландаров Р.А. Резервы роста доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 43. C. 27 39.
Богачева О.В. Создание в России системы учета налоговых расходов при бюджетном планировании и оценке эффективности бюджетных расходов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 44. С. 26 34.
Васюнина М.Л. Направления повышения устойчивости федерального бюджета // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 10. С. 29 34.
Дерюгин А.Н., Назаров В.С., Мамедов А.А. Формирование консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в среднесрочной перспективе: проблемы и решения // Финансовый журнал. 2014. № 3. С. 5–19.
Ермакова Е.А. Анализ эффективности управления неналоговыми доходами в России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. № 7. С. 72 76.
Климанов В.В., Михайлова А.А. Возможности и ограничения децентрализации налоговых полномочий // Финансы. 2012. № 2. С. 10–14.
Малинина Т.А. Оценка налоговых льгот и освобождений: зарубежный опыт и российская практика. М.: Ин-т Гайдара, 2010. 212 с.
Малис Н.И. Совершенствование элементов налогового механизма — реальный путь повышения доходов бюджета // Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 89–96.
Мишина С.В. Неналоговые формы мобилизации финансовых ресурсов в бюджеты муниципальных образований // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2011. № 13. С. 24 31.
Мудрова Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Финансы. 2014. № 3. С. 25 30.
Пансков В.Г. Возможные направления налоговой политики // Финансы. 2012. № 5. С. 30–34.
Пенухина Е., Белоусов Д., Михайленко К. Экономические эффекты налоговых реформ 2004–2009 годов: ретроспективный анализ // Вопросы экономики. 2012. № 2. С.108–123.
Попова Г.Л. Модели формирования налоговых поступлений – составляющих налогового потенциала // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 41. С. 25–30.
Савина О.Н. Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 19. С.44 48.
Солянникова С.П. Управление государственными финансами: заявленные принципы и реальность // Экономист. 2014. № 4. С. 44 59.
Топчи Ю.А. Налоговые платежи субъектов малого предпринимательства как источник формирования доходов местных бюджетов // Экономика и управление: проблемы и решения. 2014. № 12. С. 27–30.
Чухнина Г.Я. Контроль и оценка эффективности предоставления налоговых льгот по региональным налогам // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 24. С. 24 30.
Clemens B., Perry V., Toro J. From stimulus to consolidation revenue and expenditure policies in advanced and emerging economies. Washington. D.C.: International Monetary Fund. 2010. URL: Link.
Kraan D.-J. Off-budget and tax expenditures // OECD Journal on Budgeting. 2004. № 1. Vol. 4. P. 121–142. URL: Link.
Daniel J., Davis J., Fouad M., Rijckeghem C. Van. Fiscal Abjustment for Stanility and Growth. Washington D.C.: International Monetary Fund. 2006. URL: Link.