Асадуллина А.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Российская Федерация asadullina.anna@mail.ru
Асылгужин И.М.соискатель кафедры менеджмента и маркетинга, Башкирский государственный университет, Уфа, Российская Федерация irshat_aslg@mail.ru
Трухов А.И.соискатель кафедры финансов и кредита, Уфимский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Уфа, Российская Федерация trukhov2015@yandex.ru
Предмет/тема. Предметом исследования является проблематика стимулирования экономического развития со стороны государства с помощью бюджетных рычагов воздействия. Обычно бюджет рассматривается как производная от экономики. Так, в связи с падением темпов экономического роста и риском перехода экономики к стагнации, и даже рецессии, в ближайшие годы Россия столкнется с ростом сложностей в пополнении доходной части бюджетов всех уровней, что вызовет напряженность в расходной части бюджетной системы. Темой статьи является обсуждение того, как архитектура бюджетной системы страны может стимулировать экономический рост. Цели/задачи. Целью работы является поиск наиболее эффективной модели бюджетной системы с точки зрения стимулирования экономического роста. Методология. Методологически данная задача решается путем сравнения различных моделей бюджетного федерализма, существовавших в разных странах в разные годы, на предмет влияния этих моделей на экономический рост. Результаты. Российская модель бюджетного федерализма не создает эффективных стимулов экономического роста. Такая модель относится к классу низкоконкурентных, отличающихся тем, что все уровни бюджетной системы как по вертикали, так и по горизонтали находятся в жестко детерминированных отношениях, не оставляющих территориям возможности конкурировать между собой и тем самым гасящих стимулы экономического роста на местах. Выводы/значимость. В сложившихся экономических условиях Россия должна перейти к модели высококонкурентного бюджетного федерализма, который предполагает острую конкуренцию правительств субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вертикали и по горизонтали за привлечение финансовых и трудовых ресурсов, а также за повышение деловой активности с целью достижения высоких темпов экономического роста. Областью применения полученных в статье результатов являются государственное строительство и реформирование бюджетной системы Российской Федерации.
Алексеев М.П., Курляндская Г.В. Фискальный федерализм и методы стимулирования в российских регионах // Сравнительная экономика. 2003. № 31. С. 20–33.
Алешин В.А., Овчинников В.Н., Челышева Э.А. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы развития на современном этапе // Journal of Economic Regulation (Вопросы регулирования экономики). 2013. Т. 4. № 1. С. 115–123.
Балацкий Е.В., Екимова Н.А. Финансовая несостоятельность регионов и межбюджетные отношения. URL: Link.
Валентей С.Д. Куда двинется Россия? // Федерализм. 2006. № 1. С. 11–16.
Валентей С.Д., Глигич-Золотарева М.В., Лыкова Л.Н. Старые и новые проблемы российского федерализма // Федерализм. 2012. № 4. С. 7–38.
Зулькарнай И.У. Конкурентный федерализм и экономический рост // Экономика и управление. 2009. № 1. С. 44–50.
Зулькарнай И.У. Бюджетные стимулы местных органов власти (на примере Республики Башкортостан): монография. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 118 с.
Зулькарнай И.У. Проблемы учета неналоговых источников при расчете бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 11. С. 37–43.
Зулькарнай И.У. Проблемы временной привязки исходных данных при расчете налогового потенциала муниципальных образований в Республике Башкортостан // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 12. С. 46–48.
Зулькарнай И.У., Ислакаева Г.Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 13. С. 29–33.
Ислакаева Г.Р., Зулькарнай И.У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. № 1. С. 39–45.
Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 32–51.
Силуанов А.Г. О бюджетной политике. 2014. URL: Link.
Силуанов А.Г. Тучные годы остались в прошлом, сегодня нам нужно повышать качество работы с расходами // Финансы. 2014. № 1. С. 3–5.
Чимитдоржиева Е.Ц., Доржиева В.В. Влияние мирового кризиса на бюджетную политику субъектов Российской Федерации// Экономический журнал. 2009. Т. 16. № 2. С. 18–32.
Шах А. Переосмысление бюджетного федерализма // Федерации: что нового в мире федерализма. 2007. Вып. 6. № 1. С. 9–11.
Шилов М.А., Гусев А.Б. Искусственная дотационность регионов как залог единства России. URL: Link.
Martinez-Vasquez J., Boex J. Russia’s Transition Towards a New Federalism. World Bank Learning Resource Series. 2001. URL: Link.
Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Law, Economics and Organization. 1995. Vol.11. № 1. P. 3–31.