Шмиголь Н.С.кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация avt896112@ yandex.ru
Предмет/тема. В статье отмечается, что в условиях нестабильностимировой экономики и финансовой системы вопросы сохранения финансовой устойчивости, эффективного и ответственного управления государственными и муниципальными финансами приобретают особую актуальность для всех стран. Их решение непосредственно связано с совершенствованием бюджетного процесса на принципах результативного бюджетирования. Цели/задачи. Целями исследования являются выявление положительного опыта и негативных ситуаций в ходе совершенствования бюджетного процесса в зарубежных странах, определение ключевых моментов, влияющих на успешность управления государственными и муниципальными финансами. Методология. С помощью принципов диалектического познания, общенаучных методов и приемов познания (метод восхождения от абстрактному к конкретному, метод идеализации, метод формализации, метод сравнения, метод моделирования, метод индукции и дедукции) проанализированы различные подходы, модели и инструменты, применяемые в ходе совершенствования бюджетного процесса в зарубежных странах. Определены особенности их использования в государствах с развитой рыночной экономикой, переходной экономикой и в развивающихся странах, выявлены общие причины, тормозящие проведение реформ. Результаты. Систематизированы особенности реализации подходов и моделей реформирования бюджетного процесса в зарубежных странах на принципах эффективного и ответственного управления государственными и муниципальными финансами. Представлено авторское видение отдельных недостатков как самих моделей, так и механизма их реализации на практике, учет которых поможет избежать ряда проблем в ходе совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации. Выводы/значимость. Сделан вывод о том, что в современных условиях используемые модели и подходы к реформированию бюджетного процесса в зарубежных странах направлены на достижение финансовой стабильности, бюджетной устойчивости, эффективности и ответственности за использование бюджетных средств. Отмечено, что полнота и результативность внедрения выбранной модели реформирования бюджетного процесса зависят от учета ряда факторов, в том числе модели управления государственными финансами, механизма взаимодействия участников бюджетного процесса и их адаптивности к предполагаемым изменениям, комплексного и последовательного осуществления запланированных мероприятий. Также следует учитывать национальные, политические, социальные и иные факторы.
Ключевые слова: реформирование бюджетного процесса, результативное бюджетирование, программно-целевое бюджетирование, инструменты результативного бюджетирования, государственная программа, общественные услуги, новый государственный менеджмент, эффективное и ответственное управление общественными финансами
Список литературы:
Джойс Ф. Информированное бюджетирование в США: эволюционный подход // Бюджет. 2014. № 1. С. 84–91.
Исраилов К.Е. Мировой опыт развития инструментария результативного бюджетирования // Экономические науки. 2010. № 11. С. 289–294.
Крохина Ю.А. Правовое обеспечение бюджетного процесса в странах «Большой семерки» и в России // Финансовое право. 2013. № 1. С. 6–11.
Принципы эффективного и ответственного управления общественными финансами: аналитические материалы Министерства финансов Российской Федерации к встрече министров финансов стран «Группы восьми». URL: Link.
Плещеева О.Н., Крадинов П.Г., Хабаев С.Г. Зарубежный опыт долгосрочного бюджетного прогнозирования // Бюджет. 2014. № 2. С. 90–94.
Прокофьев С.Е. Австралийский опыт бюджетного устройства и построения бюджетной системы // Финансы. 2004. № 12. С. 63–66.
Организация бюджетного процесса: межстрановое сравнение / под ред. А.М. Лаврова, О.К. Ястребовой. М.: Министерство финансов Российской Федерации, 2009. 228 c.
Шмиголь Н.С. Современные подходы к оценке результативности государственных расходов // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 45. С. 15–22.
Budget Reform and State Modernization in France. URL: Link.
Budgeting Practices and Procedures in OECD Countries. May 2014.OECD Publishing. URL: Link.
Cangiano M., Curristine T., Lazare M. Public Financial Management and its Emerging Architecture.International Monetary Fund. 2013.
Evolutions in Budgetary Practice: Allen Schick and the OECD Senior Budget Officials. June 2009. OECD Publishing. 458 p.
International Public Sector Accounting Standards Board Fact Sheet. April 2013. P. 2. URL: Link.
OECD Principles of budgetary governance: OECD Senior Budget Officials. June 2014. OESD Publishing. URL: Link.
Pretorius C. and Pretorius N. Review of Public Financial Management Reform Literature. London. DFID, 2008. 118 p. URL: Link 0Public%20Financial%20Management%20Reform%2 0Literature%20-%20full%20text%20.pdf.
Restoring Public Finances: 2012 Update November 2012. OECD Publishing. 228 p.
Schick Allen. Performance budgeting and accrual budgeting: Decision rules or analytic tools? // OECD Journal on Budgeting. 2007. № 7. P. 109–138.
Steger Gerhard. Redirecting public finance towards a sustainable path // OECD Journal on Budgeting. 2012. № 2. P. 61–67.
The role of Budget Classifications in budgetary reforms OECD. 5th Senior Budget Officials Meeting St. Petersburg 25–26 June 2009. URL: http: Link
What is Public Expenditure Management (PEM)? The Governance brief. A Quarterly Publication. The Governance Unit Strategy and Policy Department Asian Development Bank. Issue 1-2001. URL: Link