Хотинская Г.И.доктор экономических наук, профессор кафедры корпоративных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация hotinskaya@bk.ru
Предмет/тема. Повышение конкурентоспособности России и российских компаний - безусловный стратегический приоритет, значимый для позиционирования российского бизнеса на национальном и глобальном рынках. Решение этой задачи во многом зависит от национальных условий ведения бизнеса (включая финансовые) и от международных позиций России в области конкурентоспособности. Анализ страновой конкурентоспособности позволяет определить проблемные зоны и, соответственно, точки роста. Основной предмет исследования - совокупность финансово-экономических отношений, обусловливающих конкурентоспособность российского бизнеса. Цели/задачи. Рассматриваются пути совершенствования российской хозяйственной (финансовой) среды в интересах повышения страновой конкурентоспособности и конкурентоспособности российских компаний на национальном и глобальном рынках. Методология. В основе примененной методологии - системный анализ как научный метод изучения макро- и микропроцессов, включающий обобщение и систематизацию глобальных исследований, характеризующих страновую конкурентоспособность России. Результаты. По результатам исследования сформирована матрица сильных и слабых сторон конкурентоспособности России, что позволило предложить меры в области совершенствования национальной финансовой среды. Выводы/значимость. Современная российская теория и практика в области конкурентоспособности выстраивается главным образом маркетологами, которые традиционно недооценивают финансовый инструментарий. Между тем финансовые акценты в исследовании конкурентоспособности позволяют обозначить многие конкурентные преимущества, прежде всего устойчивые, которые связаны с наличием хорошей деловой репутации, человеческого капитала, собственных разработок и ноу-хау, долговременных связей с покупателями. Этим и другим инструментарием в целях повышения конкурентоспособности на глобальных рынках успешно пользуются зарубежные компании, но до настоящего времени он недостаточно применяется в российской практике. Область применения. Область применения результатов исследования - формирование конкурентоспособных условий ведения бизнеса, адекватных национальному стратегическому приоритету.
Ключевые слова: конкурентоспособность, страновой рейтинг, направления роста, финансы
Список литературы:
Шохин Е.И., Хотинская Г.И., Каменева Е.А., Слепнева Т.А., Карпова Е.Р., Беликов Д.Л. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российского бизнеса: монография. М.: Научные технологии, 2014. 200 с.
Гудкова О.Е. Взаимосвязь факторов конкурентоспособности и стоимости бизнеса // Российское предпринимательство. 2011. № 4. Вып. 2. С. 57–62.
Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость. СПб: Питер, 2001. 480 с.
Каменева Е.А., Хотинская Г.И. Финансовый инструментарий повышения конкурентоспособности российского бизнеса: постановка проблемы // Финансовая жизнь. 2014. № 2. С. 78–83.
Каменева Е.А., Лихачева О.Н., Мингалиев К.Н., Паштова Л.Г., Сетченкова Л.А., Слепнева Т.А., Хотинская Г.И., Шохин Е.И. Корпоративный рост: методология измерения и управленческий инструментарий (финансовый аспект): монография. М.: Научные технологии, 2013. 315 с.
Карпузов Ю.С., Хотинская Г.И. Теория и практика рейтинговой деятельности в современной хозяйственной среде // Менеджмент в России и за рубежом. 2006. № 3. С. 41–52.
Коваленко А.И. Теоретические и методологические аспекты использования концепции «конкурентоспособности» в научных исследованиях // Современная конкуренция. 2013. № 6. С. 65–79.
Миркин Я.М. Финансовое будущее России: экстремумы, бумы, системные риски. М.: GELEOS Publishing House; Кэпитал Трейд Компани, 2011. 480 с.
Олливье А., Дайан А., Урсе Р. Международный маркетинг. М.: Экономика, 1993. 162 с.
Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2005. 608 с.
Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.
Рубин Ю.Б. Дискуссионные вопросы современной теории конкуренции // Современная конкуренция. 2010. № 3. С. 38–67.
Светлов Г.В. Основные факторы конкурентоспособности и виды конкурентных преимуществ предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2008. № 5. Вып. 1. С. 75–78.
Слепнева Т.А., Карпова Е.Р. Формирование модели конкурентоспособности российских организаций (финансовый аспект) // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 169–177.
Суворова Т.П., Черникова Л.И. Финансовая информация и ее роль в современной экономике // Российское предпринимательство. 2009. № 1. Вып. 2. С. 32–35.
Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: Экономика. 2005. 512 с.
Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Казань: Лана, 2005. 113 с.
Хотинская Г.И. Особенности развития российских компаний в условиях экономического роста // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 15. С. 2–10.
Хотинская Г.И. Проблемы конкурентоспособности российского бизнеса: взгляд финансиста // Маркетинг в России и за рубежом. 2014. № 2. С. 85–91.
Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. М.: КноРус, 2008. 480 с.