Щурина С.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиций и инноваций, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация sv-valentinovna@mail.ru
Пруненко М.А.студентка IV курса факультета экономистов-международников, Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития РФ, Москва, Российская Федерация prunenkomar@yandex.ru
Предмет/тема. В статье отмечается, что несовершенство налогового законодательства во многих странах ставит государство перед проблемой выбора между пополнением бюджета и привлечением инвестиций в экономику. Это порождает снижение инвестиционной привлекательности страны для инвесторов и влияет на налоговые поступления в государственный бюджет. Для решения проблемы требуются меры и механизмы межгосударственного сотрудничества, в том числе с помощью ОЭСР, по минимизации влияния офшорных юрисдикций на размывание налоговой базы компаний. Разработка системы мер по координации налоговой политики государств, входящих в международные объединения, направлена на выравнивание налоговых ставок и устранение двойного налогообложения. Изменение системы налогообложения на международном уровне предпринимается для увеличения налогооблагаемой базы как основы формирования доходов бюджета страны. Цель/задачи. Целью исследования является выработка рекомендаций по совершенствованию мер в области минимизации налогообложения и выведения прибыли компаний (с учетом интересов инвесторов и государства). Рассматриваются существующий порядок налогообложения крупных корпораций и их интересы как инвесторов, использование офшорных зон и различий между налоговыми законодательствами стран для размывания налоговой базы компаний, механизмы межгосударственного сотрудничества в борьбе с офшорными юрисдикциями в вопросах минимизации налогообложения крупных компаний, деятельность ОЭСР и разработанный ею отчет "Рассмотрение проблемы снижения налоговой базы и переноса прибыли". Методология. Основными методами исследования выступили анализ и синтез. Результаты. Отмечено, что применяемый в большинстве стран мира порядок налогообложения крупных корпораций дает возможность легально уменьшать их налоговые обязательства перед государством. Компании практикуют так называемое "трансфертное ценообразование", позволяющее относить чистую прибыль или убыток организации до уплаты налогов на счет не прозрачных для налогообложения юрисдикций с низкими налогами, выступающих в роли "налоговых убежищ". Для предотвращения подобной практики многие страны ввели правило "тонкой капитализации", противодействующее трансграничному перемещению прибыли при помощи чрезмерного уровня долга и направленное на защиту налоговой базы страны. Государства посредством межгосударственного сотрудничества (в частности, с помощью ОЭСР) осуществляют координацию политик по минимизации влияния офшорных зон на размывание налоговой базы и выведение прибыли компаний, для предотвращения потерь бюджета. Для этого выработана система мер по координации налоговой политики государств, входящих в международные объединения, заключающаяся в выравнивании налоговых ставок в государствах и устранении двойного налогообложения. Вывод/значимость. Подчеркивается, что решение проблемы минимизации налогообложения и выведения прибыли компаний затрагивает пересечение интересов государства и инвесторов. Разработанный план действий ОЭСР следует оценить как важный этап в глобальном налоговом сотрудничестве стран. В числе ключевых выступает проблема повышения прозрачности в отношении эффективных налоговых ставок для крупных корпораций. Недостатком плана следует считать недооценку сложности налоговых процедур и трансфертного ценообразования. Правительства стран хотят увеличения налоговых поступлений в бюджет, но нуждаются и в привлечении иностранных и удержании собственных инвесторов за счет конкурентоспособных налоговых ставок. Поэтому меры, предложенные ОЭСР, могут иметь длительные сроки реализации. Россия принимает активное участие в глобальном налоговом сотрудничестве и рассматривает деофшоризацию экономики как один из своих приоритетов.
Арецки Р., Рота-Грациози Г., Сенбет Л.У. Риск бегства капитала // Финансы и развитие. 2013. № 3. С. 26–29.
Захаров А. Конец вольницы: какие последствия саммит G20 будет иметь для оффшоров // Forbes. 2013. № 9. С. 92–95.
Иванец Ю.Л. Межгосударственный обмен налоговой информацией: мировые тенденции и российские перспективы // Налоговая политика и практика. 2010. № 8. С. 68–72.
Кириллова О.С. Международное налогообложение: современные проблемы и тенденции развития в России // Наука и общество. 2013. № 6. С. 72–77.
Миронова О.А. Проблемы и риски формирования налоговой базы от доходов и прибыли // Экономические науки. 2014. № 1. С. 117–121.
Панова Г.С., Туруев И.Б., Ярыгина И.З. Деофшоризация как фактор развития национальной экономики. URL: Link.
Синельников-Мурылев С.Г., Шкребела Е.В. Совершенствование налога на прибыль в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. М.: Институт Гайдара, 2011. 258 с.
Хейфец Б.А. Деофшоризация российской экономики: возможности и пределы. М.: Институт экономики РАН, 2013. 63 с.
Худякова Л.С. Новый этап глобального налогового сотрудничества // Год планеты. 2013. № 1. С. 56–64.
Шахмаметьев А.А. Налоговое резидентство иностранных организаций: теория и практика правового регулирования // Государство и право. 2009. № 8. С. 46–53.
Collins J.H. & Shackelford D.A. Global organizations and taxes: an analysis of the dividend, interest, royalty, and management fee payments between US multinationals’ foreign affiliates // Journal of Accounting and Economics. 1998. № 24. P. 151–173.
Dharmapala D., Riedel N. Earnings Shocks and Tax-Motivated Income-Shifting: Evidence from European Multinationals // Journal of Public Economics. 2013. № 97. P. 95–107.
Elitzur R., Mintz J. Transfer pricing rules and corporate tax competition // Journal of Public Economics. 1996. № 60. P. 401–422.
Grubert H. Intangible Income, Intercompany Transactions, Income Shifting, and the Choice of Location // National Tax Journal. Vol. 56. № 1. Part 2. March 2003. P. 221–242.
Hogg A., McNair D. and Pak S. False Profits: Robbing the poor to keep the rich tax free. Christian Aid. 2009. 56 p.
Huizinga H., Laeven L. International profit shifting within multinationals: a multi-country perspective // Economic Papers of European Commission. 2006. № 260. 45 p.
Jansky P., Prats A. Multinational corporations and the profit-shifting lure of tax havens, Christian Aid. 2013. 15 p.
Organisation for Economic Cooperation and Development, Addressing Base Erosion and Profit Shifting (Russian version). OECD Publishing. 2013.
Weichenrieder A.J. Profit shifting in the EU: evidence from Germany // International Tax and Public Finance Journal. 2009. Vol. 16. № 3. P. 281–297.
Zucman G. Taxing across Borders: Tracking Personal Wealth and Corporate Profits // Journal of Economic Perspectives. 2014. Vol. 28. № 4. P. 121–148.