Чулков А.С.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация achulkov@mail.ru
Предмет/тема. Продолжающаяся реформа сектора государственных и муниципальных финансов предполагает реализацию мер по повышению эффективности внешнего и внутреннего финансового контроля. Предметом исследования настоящей статьи является роль и место государственного (муниципального) финансового контроля в условиях перехода к программно-целевому бюджетированию. Цели/задачи. Целью статьи является разработка основных направлений по совершенствованию внешнего и внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при переходе к программно-целевому бюджетированию. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены основные проблемы программно-целевого бюджетирования, возникающие в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации, проведен анализ практики перехода к программному бюджету в различных регионах, рассмотрены направления развития работы контрольно-счетных органов. Методология. В статье проанализированы виды государственных (муниципальных) программ, путем группировки определены общие проблемы, возникающие при переходе к программно-целевому методу бюджетирования. Результаты. Основные результаты проведенного в ходе подготовки статьи анализа сводятся к тому, что для наиболее эффективного расходования бюджетных ассигнований в условиях перехода к программному бюджету необходима действенная система государственного и муниципального финансового контроля, включающая в себя контроль не только на стадии обсуждения проектов закона (решения) о бюджете, но и на всем жизненном цикле - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке результативности государственных (муниципальных) программ. Выводы/значимость. В статье сделан вывод о том, что переход к программному бюджету, создание полноценной работоспособной системы мониторинга государственных (муниципальных) программ требуют усиления контроля в сфере их разработки и выполнения. Проведенный анализ возникших при переходе к программному бюджету проблем может быть полезен в практическом планировании, исполнении бюджетов и контроле за эффективностью бюджетных ассигнований.
Ключевые слова: государственный и муниципальный контроль, повышение эффективности расходов бюджета, программный бюджет, оценка эффективности государственных программ, программно-целевой метод управления
Список литературы:
Андреева О.В. Ключевые новации Бюджетного кодекса Российской Федерации в сфере государственного (муниципального) финансового контроля // Наука и современность. 2014. № 27. С. 235–240.
Болтинова О.В. К вопросу о государственном финансовом контроле в Российской Федерации // Финансовое право и управление. 2013. № 2. С. 39–45.
Гордин В.И. Внешний муниципальный финансовый контроль как инструмент уточнения налоговых доходов муниципалитета // Налоги и налогообложение. 2014. № 2. С. 148–155.
Де Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. М.: ИКСИ, 2005. 192 с.
Денисова И.П., Рукина С.Н. Оценка эффективности и результативности целевых программ при переходе к «программному бюджету» // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-2. С. 399–404.
Жуков В.Н. Экономические теории, определяющие контуры развития внутреннего финансового контроля // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 42. С. 36–47.
Игнатикова Т.В. Проблемы проведения финансового контроля на муниципальном уровне // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. 2013. № 11. С. 55–57.
Качкова О.Е., Демина И.Д. Внешний и внутренний финансовый контроль государственных (муниципальных) учреждений // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2014. № 2. С. 5–8.
Козырин А.Н. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля в Российской Федерации // Реформы и право. 2014. № 1. С. 66–76.
Лагутин И.Б. Основы исследования системности организации бюджетного контроля в Российской Федерации // Административное право и процесс. 2012. № 11. С. 46–50.
Макальская М.Л. Аудиторский контроль финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений // Аудиторские ведомости. 2012. № 5. С. 22–30.
Макарова С.Н., Чульдум Н.М. Повышение эффективности бюджетных расходов при программно-целевом бюджетировании // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2013. № 3. С. 282–285.
Морунова Г.В., Зиновьева Е.В. Методические и практические оценки эффективности государственного (муниципального) финансового контроля // Научное обозрение. 2014. № 1. С. 192–200.
Пенюгалова А.В., Кочесокова Т.Е. Система межбюджетных отношений: проблемы и пути их решения // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 24. C. 28–32.
Плотников В.А., Федотова Г.В. Оценка результатов регионального развития методами государственного контроля // Экономика и управление. 2014. № 12. С. 23–30.
Турищева Т.Б. Институциональные аспекты государственного финансового контроля в России // Аудитор. 2014. № 11. С. 24–31.
Семкина О.С., Рождеcтвенская И.А., Кабалинский А.И. Государственные программы как инструмент совершенствования государственного управления для повышения эффективности бюджетных расходов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 7. С. 201–207.
Скобара В.В., Телепнева А.В. Государственный финансовый контроль как основной инструмент государственного регулирования экономики региона // Инновационное развитие экономики. 2013. № 3. С. 28–33.
Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. 2014. № 11. С. 3–11.
Чулков А.С. Программно-целевое бюджетирование на региональном и местном уровнях // Финансы. 2014. № 3. С. 17–24.