Сугарова И.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, Владикавказ, Российская Федерация sugaririna@yandex.ru
Предмет/тема. В статье исследуется проблематика определения дотационности бюджета, критерии отнесения бюджетов к дотационным, указывается на отсутствие стимулов роста доходов региональных бюджетов, что порождает количественно дотационные территории. Актуальность данного исследования связана с тем, что финансовое состояние бюджета является базовым условием, обеспечивающим выполнение региональными органами власти возложенных на них функций. Однако бюджетная практика подтверждает, что реализация данного положения в целях выравнивания бюджетной обеспеченности предполагает использование дотационного метода регулирования. Данная проблематика в большей степени актуализируется в связи тем, что пока законодательно не определено понятие "дотационность бюджета" и не выделены критерии отнесения соответствующих бюджетов к таковым. Цели и задачи. В исследовании указано, что, несмотря на постоянный научный и практический интерес к проблематике дотационности регионов, однозначного и общепринятого его определения не сложилось. При этом разными учеными высказываются различные мнения относительно данного понятия. На основе их анализа предложена авторская позиция. Методология. С помощью методов сравнения, группировки проанализированы основные показатели регионального консолидированного бюджета, в том числе доходы (включая собственные), расходы, сбалансированность, уровень дотационности, определена их связь с возникновением необходимости применения дотационного инструмента регулирования. Результаты. Делается вывод о том, что в основе формирования бюджетов должны лежать два основных фактора: неразрывность экономического потенциала региона и его составляющих, с одной стороны, и действующая система межбюджетных отношений - с другой. Выводы/значимость. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что зависимость регионов от федерального центра в рамках бюджетной дотационности не создает условий, стимулирующих соответствующие территории к наращиванию собственного экономического потенциала. В связи с этим необходим механизм формирования регионального бюджета, побуждающий бюджетный интерес регионов к наращиванию доходного потенциала.
Балацкий Е., Екимова Н. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений // Общество и экономика. 2010. № 7. С. 30–36.
Боровик А.С., Татуев А.А. Организационный потенциал социально-экономического развития региона // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 14. С. 62–66.
Власенкова Е.А. Направления увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 16. С. 45–49.
Галазова С.С. Региональная идентичность экономического пространства // Экономические науки. 2014. № 115. С. 64–69.
Забавина Ю. Потеря кормильцев // Новые известия. 2013. URL: Link.
Завьялов Д.Ю. Целевое межбюджетное регулирование в бюджетной системе РФ как инструмент бюджетного управления // Финансы. 2012. № 10. С. 9–12.
Ибрагимова П.А. Факторы бюджетной дотационности территории // Вопросы структуризации экономики. 2001. № 6. С. 30–32.
Левина В.В. Стратегическое управление межбюджетными трансфертами на региональном уровне // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 17. С. 61–-67.
Милов В. Казус донора // Газета.ru. 2012. URL: Link.
Никулина Е.В. Экономические проблемы регионов ЦФО: угрозы бюджетно-финансовой безопасности // Современная экономика: проблемы и решения. 2012. № 9. С. 32–37.
Пансков В.Г. О пополнении доходной части бюджетной системы // Финансы. 2014. № 8. С. 3.
Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. URL: Link.
Родионова В.М. Бюджетная реформа: содержание и проблемы // Финансы. 1994. № 8. С. 3–15.
Сазонов С.П., Мамаев А.В., Сазонов А.С. Развитие и совершенствование межбюджетных отношений в условиях децентрализации и управление общественными финансами // Концепт. 2014. URL: Link.
Сугарова И.В. Вопросы совершенствования межбюджетных отношений и бюджетного регулирования на современном этапе // Вопросы экономики и права. 2014. № 75. С. 83–87.
Султанова Д.Р. Уменьшение дотационности как способ развития экономики республики // Региональные проблемы преобразования экономики. 2011. № 1. C. 34–39.
Таибова Р.А. Об увеличении доходов региональных бюджетов // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4. C. 17.
Токаев Н.Х. Финансовая политика: направления осуществления и степень реализации // Terra Economicus. 2008. Т. 6. № 4–3. С. 153–155.
Хочуев В.А. Дотационность бюджета и влияние налогового администрирования на величину располагаемого дохода государства и муниципального образования // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2009. № 6. С. 96–102.
Яшина Н.И., Емельянова О.В., Прончатова-Рубцова Н.Н. Теоретические и методологические аспекты формирования межбюджетных отношений в России на основании оценки финансового состояния субъектов Федерации // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2013. № 9. С. 7–21.