Куницына Н.Н.доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой денежного обращения и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация natkun2004@mail.ru
Липина Е.А.аспирантка кафедры денежного обращения и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация grendach86@mail.ru
Предмет/тема. В статье отмечается, что в современных условиях коммерческие банки расширяют список своих услуг. Одним из новых, незанятых сегментов банковского рынка (их обозначают специальным термином "голубые океаны") является обслуживание клиентов с учетом их гендерных различий. Приоритет в данном случае отдается женщинам, поскольку они более лояльны при выборе банковских продуктов, принимают значительную часть финансовых решений, оплачивают большое количество счетов, управляют семейными бюджетами. Цели/задачи. Актуальными являются характеристика направлений перспективного обслуживания женщин, рассмотрение российского и мирового опыта. Методология. С помощью методов экономико-статистического анализа исследованы тенденции развития сектора обслуживания банковских клиентов с учетом их гендерных различий. Результаты. Накопленный в мировой практике опыт обслуживания женщин предполагает создание специализированных банков для обеспечения гендерного равенства и стимулирования экономического роста в развивающихся странах, банков и специализированных отделений в исламских странах и странах Европейского союза, а также банков, ограничившихся включением в свою продуктовую линейку "женских" продуктов, без изменения стандартов обслуживания. Перспективными направлениями развития данного сегмента финансового рынка, базирующегося на анализе гендерных отличий, являются: разработка пакетов с низким уровнем риска и высокой диверсификацией вложений, обусловленная низкой толерантностью женщин к риску; продажа долгосрочных продуктов, не предусматривающих перекладывания средств из портфеля в портфель, связанная с устойчивостью женщин к внешним шокам и панике в случае колебаний на рынке; формирование высокого спроса на продукты, предусматривающие регулярные взносы, вызванное стремлением к стабильности, планированию; совершенствование механизма персонального менеджмента, гарантирующего лучшее восприятие информации через личную коммуникацию. Выводы/значимость. Специализированное банковское обслуживание клиентов-женщин призвано способствовать значительному расширению клиентской базы и повышению доходности банковского бизнеса.
Ключевые слова: банковское обслуживание, гендерные различия, клиенты банка, "голубые океаны", банковские продукты и услуги
Список литературы:
Бендас Т.В. Мужчины и женщины в деловом мире. СПб.: Питер, 2008. С. 293–298.
Блау Ф.Д. Гендерные проблемы / под ред. Дж. Итуэлла. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 365–382.
Борисова Д., Стерхова О. Женщины как ценный актив // Harvard Business Review. 2011. № 10. С. 40–50.
Бризендин Л. Что мешает женщинам стать топ-менеджерами // Harvard Business Review. 2008. № 9. С. 22–24.
Возрастные изменения. Исследования Банка «Открытие». URL: Link.
Гусев А.И. Lifestyle Management и консьерж-сервис // Банковский ритейл. 2012. № 1. С. 18–22.
Женщины в бизнесе: рекордные результаты. URL: Link.
Игли Э., Карли Л. Женщина в лабиринте власти // Harvard Business Review. 2007. № 10. C. 48–60.
Ильин Е.П. Может ли женщина быть успешным менеджером и руководителем? СПб.: Питер, 2008. C. 172–194.
Конрад Э., Креймер В. Сколько женщин должно быть в совете директоров? // Harvard Business Review. 2007. № 5. C. 18–19.
Майерс Д. Эволюция и гендер: делать то, что предназначено природой? СПб.: Питер, 2008. C. 224–230.
Мануйленко В.В., Куницына Н.Н. Система оценки достаточности капитала коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 2010. 320 с.
Несколько банковских мифов о женщинах. Исследования Ассоциации российских банков. URL: Link.