Седаш Т.Н.кандидат экономических наук, доцент кафедры инвестиций и инноваций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация t_sedash@mail.ru
Предмет/тема. В статье отмечается, что новая модель экологической политики государства, изложенная в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, предполагает стимулирование снижения воздействия на окружающую среду от всех источников загрязнения, развития экологического бизнеса. В мировой практике одним из наиболее перспективных рыночных инструментов стимулирования инвестиций в природоохранные проекты является государственно-частное партнерство. Цель/задачи. Целью статьи является анализ использования механизма ГЧП для реализации природоохранных проектов в России. Рассмотрены формы партнерства, наиболее часто применяемые в области охраны окружающей среды и энергосбережения: концессионные соглашения и совместные предприятия. Исследованы их достоинства и недостатки, изучен зарубежный опыт в этой сфере. Методология. Проведен всесторонний анализ реализуемых в России природоохранных проектов. Результаты. Рассмотрено применение механизма ГЧП при осуществлении природоохранных проектов на практике. Изучены факторы, сдерживающие использование эмиссии концессионных облигаций для финансирования проектов ГЧП. Выводы/значимость. Сделан вывод, что наибольшие перспективы использования механизма ГЧП имеются в области переработки твердых бытовых отходов и строительства водоочистных сооружений, а в перспективе - проектов энергосбережения, повышения энергоэффективности и развития возобновляемых источников энергии. Даны рекомендации по совершенствованию развития различных форм ГЧП в России. Особое внимание уделено возможностям применения контрактов жизненного цикла при реализации природоохранных проектов. На основе зарубежного опыта предложено для повышения организационной функциональности осуществления инвестиционных проектов в рамках ГЧП создать в регионах ГЧП-юниты.
Арзуманов И. Партнерство на отходах // Коммерсант «Business Guide». Приложение № 44 от 07.10.2014. С. 14.
Величко К. Государственно-частное партнерство развивается, но медленно. URL: Link.
Гостева Н.А., Вялкин Г.Г. Преимущества механизмов государственно-частного партнерства при реализации проектов в социальной сфере в зарубежных странах // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 41. С. 29–38.
Гаркавенко И.С., Хорунжий А.А. Государственно-частное партнерство в форме концессий: отечественный опыт // Проблемы современной экономики. 2013. № 1. С. 251–254.
Зелина Ю.А. Модели государственно-частного партнерства // Экономика и предпринимательство. 2014. № 6. С. 85–90.
Зельднер А.Г. Государственно-частное партнерство – мейнстрим современного этапа российской экономики // Мир перемен. 2014. № 1. С. 140–143.
Каменева Е.А. Механизмы привлечения инвестиций в коммунальную сферу: государственно-частные партнерства // Регионология. 2009. № 1. С. 112–119.
Кирченко К.Г. Становление государственно-частного партнерства: общемировой опыт // Вестник экономической интеграции. 2013. № 5–6. С. 64–70.
Лихачёв В.Н., Азанов. М.В. Практический анализ современных механизмов государственно-частного партнерства в зарубежных странах, или как реализовать ГЧП в России. URL: Link.
Мерзлов И.Ю. Содержание организационно-экономического механизма управления государственно-частным партнерством // Экономика и менеджмент систем управления. 2013. № 4. С. 264–275.
Перспектива инвестиций в отрасль ТБО в России: оценка МФК. URL: Link.
Погодина Т.В., Твердохлеб А.Ю. Строительная отрасль в России: риски предпринимателей // Науковедение. 2014. № 2. C. 67. URL: Link.
Удальцова Н.Л. Отечественная ломопереработка: как догнать Европу? Стратегические проблемы в отечественной ломопереработке // Российское предпринимательство. 2009. № 6. С. 80–85.
Infrastructure 2013: Global Priorities, Global Insights. USA, Washington. D.C.: Urban Land Institute. 2013.
Review of the European PPP Market. Luxembourg. EPEC. 2014.
Clifford Chance. LLP, Public Private Partnerships in Germany: The Private Financing of Transport Infrastructure Projects. March 2001. URL: Link.
Guidelines for Successful Public-Private Partnerships. European Commission, March 2003. P. 102.
National Support Network for FP7 in Ireland. URL: Link.