Горина Г.А.кандидат экономических наук, профессор кафедры налогов и налогообложения, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация galinagorina38@mail.ru
Предмет/тема. В статье рассматриваются скидки как один из самых распространенных способов стимулирования продаж. Особое внимание уделено предоставлению скидок согласно требованиям Федерального закона от 25.12.2009 № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации. Подчеркнуто, что порядок предоставления скидок с цен взаимоувязан с действующим порядком налогообложения по налогу на добавленную стоимость при выплате премий покупателям товаров (работ, услуг). Цели/задачи. Рассмотрен механизм выставления покупателям счетов-фактур, в том числе корректировочных. Методология. Проведена классификация скидок в зависимости от ряда факторов, условий, предусмотренных в договорах. Отдельно исследованы вопросы государственного регулирования цен на некоторые виды товаров, торговых надбавок (наценок), в том числе установление их предельных уровней (максимального и минимального) органами государственной власти. Результаты. Отмечено, что в цену продовольственных товаров может включаться вознаграждение при приобретении определенного количества товаров. Однако оно не учитывается при определении цены реализации товаров. Выплата соответствующего вознаграждения не предусмотрена при торговле социально-значимыми продовольственными товарами. При применении скидок в целях избежания налоговых последствий налогоплательщик должен руководствоваться положениями федеральных законов в отношении регулируемых цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок, предельных максимальных и минимальных цен, постановлениями Правительства РФ, закрепляющими перечень отдельных социально значимых товаров. Выводы/значимость. Сделан вывод, что особое внимание необходимо уделить со стороны налогоплательщиков выставлению корректировочных счетов-фактур, четкую позицию в отношении которых занял Высший Арбитражный Суд РФ. Подчеркнуто, что отсутствие регламентированного порядка оформления бухгалтерской документации при осуществлении операций со скидками зачастую приводит к спорам между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Ключевые слова: дисконт с цены, премия покупателям, заключение договора, корректировочные счета-фактуры, предельный уровень цены, факторы ценообразования, стимулирование контрагента, судебная практика, налоговые последствия
Список литературы:
Аипкин С.М., Богданова Ю.В. Скидки в торговле: особенности учета у продавца и покупателя // Все для бухгалтера. 2009. № 3 С. 6–11.
Антонова Е.И. Учет скидок, премий и бонусов // Бухгалтерский учет. 2010. № 5. С. 13–20.
Анненкова А. Скидки и бонусы (премии) покупателям. Порядок налогообложения НДС и нюансы учета. URL: Link 76276/.
Горина Г.А. Скидки с цен и ценовые барьеры // Справочник экономиста. 2005. № 1. С. 29–34.
Горина Г.А. Предоставляются скидки или как обосновать перед налоговыми органами сниженную цену// Финансовые и бухгалтерские консультации. 2005. № 1. С. 13–19.
Горина Г.А. Система скидок и налоговые риски // Финансы. 2007. № 3. С. 34–37.
Горина Г.А. Закон о торговле: договорной и ценовой аспект // Справочник экономиста. 2010. № 10. С. 29–36.
Горина Г.А. Ценообразование: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2010. С. 4–125.
Игнатьева И. Организация оптовой торговли. Налогообложение скидок и бонусов. URL: Link.
Естратова И.В. Скидки, премии, бонусы: учет и налогообложение // Бухгалтерский учет. 2012. № 8. С. 35–42.
Какие виды скидок может предоставить продавец товаров. URL: Link.