Саввина Н.Е.аспирантка кафедры страхового дела, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация garkundel@mail.ru
Предмет/тема. В статье проанализированы различные точки зрения на содержание термина "страховой продукт", а также его соотношение с такими понятиями, как "страховой товар" и "страховая услуга". Цели/задачи. Цель исследования состоит в достижении единства в понимании термина "страховой продукт", так как отсутствие такового имеет, по крайней мере, три негативных последствия: невозможность выстроить научную иерархию терминов, применяющихся в страховой практике; трудности со стандартизацией отечественного и западного страхового тезауруса в условиях все большей интеграции российского рынка в мировой, где термин "страховой продукт" является определяющим; невозможность разрешения возникающих спорных ситуаций (страховой продукт не рассматривается в качестве объекта гражданских прав в Гражданском кодексе РФ). Подчеркивается, что продукт как экономическая категория в страховом деле - самое широкое понятие. Оно включает в себя и материальный предмет (товар), и неосязаемую его часть - услуги при продаже, гарантийные обязательства и даже миссию товара, под которую он выпущен. Кроме того, термин "продукт" используется применительно и к самим услугам при отсутствии материальных товаров. Методология. Методологической основой исследования являются как общенаучные методы (теоретический и экспериментальные), так и специальные методы (в частности, метод описания изучаемых явлений, метод выявления и формулирования сущностных характеристик и признаков). Результаты. На основе полученных результатов возможно формирование научного представления об экономической сущности страховой деятельности посредством изучения и анализа ее основополагающего понятия - страхового продукта. Выводы/значимость. Теоретическое решение рассматриваемой проблемы позволит специалистам страхового бизнеса более эффективно преодолевать имеющиеся затруднения, опираясь на более совершенную гражданско-правовую базу, что имеет несомненное практическое значение в условиях становления российского страхового рынка как составной части международной экономики.
Ключевые слова: страхование, страховой продукт, страховой товар, страховая услуга, объекты гражданских прав, вещь, работа и услуга
Список литературы:
Архипов А.П., Адонин А.С. Страховое дело. М.: Издательский центр ЕАОИ, 2008. 424 с.
Белых В.С., Кривошеев И.В. Страховое право. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 150.
Гомелля В.Б., Туленты Д.С. Страховой маркетинг: актуальные вопросы методологии, теории и практики. М.: Анкил, 2000. С. 20–21.
Гомелля В.Б., Миронкина Ю.Н., Туленты Д.С. Что продает страховщик и покупает страхователь? // Страховое дело. 2013. № 1. С. 30–36.
Данилова Е.В. ВТО: регулирование торговли услугами. М.: Академкнига, 2003. С. 9.
Зубец А.Н. Страховой маркетинг. М.: Анкил, 1998. 256 с.
Крутик А.Б., Никитина Т.В. Организация страхового дела. СПб.: Бизнес-пресса, 1999. С. 105.
Манес А. Основы страхового дела. М.: Анкил, 1992. С. 9.
Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Том II. М.: Эксмо, 2007. 960 с.
Серебровский В.И. Очерки советского страхового права. Л.: Госиздат, 1926. С. 48.
Страховое право: учеб. для вузов / под ред. В.В. Шахова, В.Н. Григорьева, С.Л. Ефимова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. С. 41.
Страховой бизнес: справочник / сост. Р.Т. Юлдашев. М.: Анкил, 2005. 832 с.
Страхование: учебник / под ред. Л.А. Орланюк-Малицкой, С.Ю. Яновой. М.: ЮРАЙТ, 2011. 828 с.
Турбина К.Е. Тенденции развития мирового рынка страхования. М.: Анкил, 2000. 320 с.
Хайкин Р.М., Перемолотов В.В. Проблемы использования технологических принципов в страховых компаниях. URL: Link.
Худяков А.И. Страховое право. СПб.: Юридический центр, 2004. С. 32.
Худяков А.И. Теория страхования. М.: Статут, 2010. С. 30.
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. Т. 1. М.: Статут, 2003. 461 с.
Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. М.: Спарк, 2003. С. 325.
Шахов В.В. Страхование: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2003. С. 50.