Воронова Н.В.старший преподаватель кафедры экономики, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань, Российская Федерация audit-voron2012@yandex.ru
Предмет/тема. Оценка персонала при помощи анализа компетенций является актуальной в современном бизнесе, поскольку персонал рассматривается как актив, который требует особо повышенного внимания со стороны руководства. Корпоративным моделям компетенций отводится важная роль в системе подготовки кадров и управления персоналом. Они незаменимы для построения четкой системы управления кадрами в коммерческих банках, так как позволяют в полной мере использовать потенциал каждого сотрудника. Методология. В статье обобщены и систематизированы теоретические и методические подходы и методы оценки компетенций, с помощью которых разработан алгоритм оценки персонала в банке для выявления соответствия требованиям, предъявляемым к специалистам при помощи модели компетенций. Результаты. Предлагается один из вариантов построения системы деловой оценки персонала банка, результаты которой позволят скоординировать между собой различные аспекты кадровой работы банка и обеспечить их преемственность. Внедрение системы оценки по компетенциям подразумевает многовариантность кадрового менеджмента банка. Так, модели компетенций применимы в политике по мониторингу деятельности и по разработке должностных инструкций и требований к должности, по подбору и адаптации персонала, по оценке компетенций, мотивации и оплате труда, по обучению и развитию персонала, по формированию и развитию кадрового резерва и др. Область применения. Внедрение предлагаемой технологии позволит определить эффективность и потенциал каждого сотрудника банка, а также направить этот потенциал на реализацию стратегических целей банка. Кроме того, данный вид оценки даст возможность выявить сотрудников с очень низким потенциалом, капиталовложения в развитие которых явно нецелесообразны. Все это определяет практическую значимость проведенного в статье исследования.
Ключевые слова: система управления персоналом банка, оценка кадров, компетенции, модель
Список литературы:
Баллантайн И., Пова Н. Ассессмент Центр. Полное руководство. М.: ГИППО, 2008. 208 с.
Бердяева Т.В., Сурыгин А.И. Профессионально важные качества личности специалиста. Подход, средства формирования, методики оценивания. СПб.: Политехнический университет, 2005. 130 с.
Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: ГИППО, 2008. 352 с.
Ефимов Д. Оценка сотрудников по компетенциям // Генеральный директор. 2008. № 5. URL: Link.
Иванова С. Оценка компетенций методом интервью: универсальное руководство. М: Альпина Паблишер, 2015. 155 с.
Иванова С., Болдогоев Д., Борчанинова Э. Развитие потенциала сотрудников: Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации. М.: Альпина бизнес букс, 2008. 278 с.
Козуб Т., Бирли У., Джонс Д. Оценка «360 градусов»: стратегия, тактики и техники для воспитания лидеров. М.: Эксмо, 2009. 336 с.
Спенсер Л.М., Спенсер С.М. Компетенции на работе. Модели максимальной эффективности работы. М.: ГИППО, 2010. 384 с.
Мансуров Р. HR-брендинг. Как повысить эффективность персонала. СПб.: БХВ-Петербург, 2011. 142 с.
Минько В. Время «Ч»: Модель компетенций HR-менеджера. М.: Альпина Паблишер, 2010. 208 с.
Поляков В.А. Эффективная технология подбора персонала с оценкой кандидатов по компетенциям и выдачей структурированных заключений // Управление человеческим потенциалом. 2010. № 1. С. 40–49.
Селевко Г.К. Компетентности и их классификация // Народное образование. 2004. № 4. С. 136–144.
Симоненко С.И., Хренов Д.В. Сказки и были о методах оценки персонала. М.: DeTech, 2010. 184 с.
Стадник А. Путеводитель по кадровому менеджменту. Вып. 2. Оценка персонала. М.: Бегин групп, 2005. 182 с.
Стрыгина В.В. Как оценить должность: практические примеры // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2010. № 1. С. 50–56.
Стрыгина В.В. Как оценить должность: практические примеры (продолжение) // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2010. № 2. С. 46–58
Стрыгина В.В. Менеджер по подбору персонала: критерии качества работы // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2010. № 6. С. 50–56.
Ткаченко С., Жарков А. Как измерить компетенцию. О методе оценки персонала «ассессмент-центр» // Персонал Микс. 2010. № 3 URL: Link.
Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: ГИППО, 2008. 228 с.
Чемеков В.П. Грейдинг: технология построения системы управления персоналом. М.: Вершина, 2007. 208 с.
Чуркина М., Жадько Н. Управленческая эффективность руководителя. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 234 с.