Асадуллина А.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфа, Российская Федерация asadullina.anna@mail.ru
Сафин О.И.аспирант кафедры финансов и налогообложения, Башкирский государственный университет, Уфа, Российская Федерация oleg_safin@mail.ru
Трухов А.И.соискатель кафедры финансов и кредита Уфимского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Уфа, Российская Федерация trukhov2015@yandex.ru
Предмет/тема. Предметом исследования в статье являются формулы расчета налогового потенциала муниципальных образований в Республике Башкортостан, применяемые в целях расчета дотаций из республиканского бюджета в муниципальные бюджеты. Актуальность исследования определяется тем, что формулы расчета налогового потенциала муниципального образования, как и само понятие "налоговый потенциал", были введены в целях создания стимулов экономического развития на местном уровне, но в ходе использования этих формул в них вносились изменения, и в научной литературе есть критика как самого подхода, так и конкретного выражения формул. Цели/задачи. Целью работы является выяснение, насколько действующие формулы решают задачу создания эффективных бюджетных стимулов экономического развития на местном уровне. Методология. Методологически данная задача решается путем сравнения используемых формул с классическими понятиями налогового потенциала, а также их анализ с позиций критики, которая имела место в научной литературе. Результаты. Результатом работы являются рекомендации по конкретному виду формул, которые целесообразно использовать при расчете налогового потенциала муниципальных образований. Выводы/значимость. В ходе анализа авторы пришли к выводу о том, что используемые в настоящее время в Республике Башкортостан формулы расчета налогового потенциала соответствуют классическому пониманию, но обозначения и конкретный вид формул затрудняют понимание их экономического смысла в органах местного самоуправления. В то же время такое понимание важно для создания эффективных стимулов экономического роста. Полученные результаты могут способствовать реформированию бюджетной системы регионов Российской Федерации.
Зулькарнай И.У. Конкурентный федерализм и экономический рост // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 1. С. 44–50.
Зулькарнай И.У., Ислакаева Г.Р. Анализ межрегиональных различий в предоставлении услуг высшего образования федеральным центром // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 13. С. 29–33.
Ter-Minassian T. Fiscal Federalism in Theory and Practice. Washington: International Monetary Fund, 1997. 701 p.
Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Law, Economics and Organization. 1995. Vol. 11. № 1. P. 3–31.
Jun Ma. Intergovernmental Fiscal Transfer: A Comparison of Nine Countries (Cases of the United States, Canada, the United Kingdom, Australia, Germany, Japan, Korea, India, and Indonesia). 1997. URL: Link.
Martinez-Vasquez J., Boex J. Russia’s Transition Towards a New Federalism. World Bank Learning Resource Series. 2001. URL: Link.
Алексеев М.П., Курляндская Г.В. Фискальный федерализм и методы стимулирования в российских регионах // Сравнительная экономика. 2003. № 31. С. 20–33.
Валентей С.Д. Куда двинется Россия? // Федерализм. 2006. № 1. С. 11–16.
Зулькарнай И.У., Бугера М.Е. Асимметрия Российской Федерации и совершенствование федеративной и региональной политики // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2000. № 6. С. 9–14.
Лавров А., Литвак Дж., Сазерлэнд Д. Реформа межбюджетных отношений в России: «федерализм, создающий рынок» // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 32–51.
Чимитдоржиева Е.Ц., Доржиева В.В. Влияние мирового кризиса на бюджетную политику субъектов Российской Федерации // Экономический журнал. 2009. Т. 16. № 2. С. 18–32.
Шах А. Переосмысление бюджетного федерализма // Федерации: что нового в мире федерализма. 2007. Вып. 6. № 1. С. 9–11.
Валентей С.Д., Глигич-Золотарева М.В., Лыкова Л.Н. Старые и новые проблемы российского федерализма // Федерализм. 2012. № 4. С. 7–38.
Ислакаева Г.Р. Региональная политика в сфере высшего профессионального образования как фактор формирования человеческого потенциала территорий // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. № 2. С. 68–71.
Ислакаева Г.Р., Зулькарнай И.У. Результативность региональной политики в сфере высшего профессионального образования // Известия Уфимского научного центра РАН. 2012. № 1. С. 39–45.
Bahl R. Implementation Rules for Fiscal Decentralization. 1999. URL: Link.
Зулькарнай И.У. Бюджетные стимулы местных органов власти (на примере Республики Башкортостан): монография. Уфа: РИО БашГУ, 2003. 118 с.
Зулькарнай И.У. Проблемы учета неналоговых источников при расчете бюджетной обеспеченности муниципальных образований // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 11. С. 37–43.
Зулькарнай И.У. Проблемы временной привязки исходных данных при расчете налогового потенциала муниципальных образований в Республике Башкортостан // Экономический анализ: теория и практика. 2006. № 12. С. 46–48.