Алиев Б.Х.доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация fef2004@yandex.ru
Алимирзоева М.Г.кандидат экономических наук кафедры налогов, денежного обращения и кредита, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация madimag@maill.ru
Объективные возможности регионов по генерированию налоговых поступлений представляется необходимым проанализировать как в силу возникновения фискальных дисбалансов, так и по причине целесообразности совершенствования системы государственного налогового прогнозирования и планирования. В данной статье идентифицированы макроэкономические факторы динамики налоговых доходов субъектов Федерации, характеризуемые прогрессивной взаимосвязью с объемами производства ВРП на душу населения и корректируемые отраслевой специализацией территориального образования. Оценены количественные параметры фискальной продуктивности регионов РФ, наиболее существенным атрибутивным признаком которой является дифференциация налоговых поступлений, определяющая уровневые и структурные диспропорции финансовых потоков бюджетной системы. Особое внимание уделено оценке базовых индикаторов налоговых поступлений и их распределению на территории регионов РФ по уровням бюджетной системы. Значимость приобретает субфедеральный аспект, определяемый организационно-институциональным разнообразием архитектуры финансовых потоков. На основе проведенного анализа показателей налоговых доходов в аспекте их территориальной и бюджетной структуры выделен ряд специфических особенностей формирования, обусловленный усилением их пространственной дифференциации. Сложившаяся территориальная дифференциация налоговых поступлений как детерминирует горизонтальную несбалансированность современной бюджетной системы, при которой географическое размещение потенциала фискальных изъятий является крайне неоднородным, так и обусловливает воспроизводство феномена вертикальной несбалансированности, описывающего ситуацию доминирования интересов федерального центра как получателя налоговых поступлений, что ведет к фискальному обескровливанию регионов и снижает стимулы к развитию собственной доходной базы. Повышение эффективности налоговых отношений на региональном уровне традиционно рассматривается в рамках необходимости усиления фискальной децентрализации, которая в свою очередь может стать катализатором роста налоговых возможностей территории. Децентрализационные процессы должны сопровождаться мероприятиями по развитию экономики депрессивных регионов, поскольку тривиальное перераспределение налоговых полномочий, в том числе и за счет усиления фискальной нагрузки, приведет к дальнейшему усилению дифференциации по налоговым поступлениям.
Абдулгалимов А.М., Алиев Б.Х. Методологические аспекты реализации стимулирующего потенциала налоговых отношений // Налоги-журнал. 2008. № 5. С. 5–8.
Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 25. С. 41–45.
Балацкий Е. Финансовая несостоятельность регионов и совершенствование межбюджетных отношений // Общество и экономика. 2011. № 7–8. С. 101–116.
Балацкий Е.В. Анализ влияния налоговой нагрузки на экономический рост с помощью производственно-институциональных функций // Проблемы прогнозирования. 2003. № 2. С. 88–105.
Джурбина Е.М., Фатеев Д.И. Анализ возможностей балансирования финансовых потоков в межбюджетных отношениях регионов СКФО // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 12. URL: Link.
Дробышевский С., Малинина Т., Синельников-Мурылев С. Основные направления реформирования налоговой системы на среднесрочную перспективу // Экономическая политика. 2012. № 3. С. 20–38.
Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.
Зюзина Н.В. Моделирование налоговых поступлений регионов РФ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12. URL: Link.
Зюзина Н.В. Макроэкономические проблемы повышения налоговых доходов регионов РФ // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2013. № 11. URL: Link.
Калинина О.В. Сущностная характеристика налогового управления: концептуальные подходы // Экономика и управление. 2009. № 12. С. 103–107.
Калинина О.В. Оценка налоговой нагрузки с учетом особенностей развития российской экономики на современном этапе // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 12. С. 13–19.
Комарова Е.И., Стеба Н.Д., Пивоварова Н.В. Роль налоговой политики в формировании и развитии инновационной среды в регионах // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2011. № 4. С. 15–20.
Павлова Л.П., Понкратов В.В. Отдельные аспекты совершенствования налоговой политики // Финансы. 2010. № 4. С. 31–35.
Понкратов В.В. Укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов в России – налоговые меры // Экономические науки. 2012. № 90. С. 7–12.
Российская экономика в 2012 году. Тенденции и перспективы / под ред. С.Г. Синельникова-Мурылева. М.: Институт Гайдара, 2013. 656 с.
Синельников-Мурылев С., Серова Е., Баткибеков С., Трунин И., Некипелов Д., Шкребела Е. Некоторые аспекты проблемы совершенствования налогового законодательства России // Общество и экономика. 2003. № 7–8. С. 117–143.
Синельников-Мурылев С., Баткибеков С., Кадочников П., Некипелов Д. Оценка результатов реформы подоходного налога в Российской Федерации // Вопросы экономики. 2003. № 6. С. 61–77.
Спирина О.М. Применение методов экономического анализа в исследовании налоговых процессов // Бизнес Информ. 2010. № 5. С. 163–165.
Стеба Н.Д., Пивоварова Н.В., Комарова Е.И. Оценка выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в связи с предоставлением налоговых льгот // Экономические науки. 2011. № 81. С. 185–188.
Филипенко А.В., Васильев И.В. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ проблем и перспектив развития доходной базы субъектов Российской Федерации // Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации. 2013. № 1. С. 154–212.