Жарова Е.Н.кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора административно-правового регулирования сферы науки и инноваций Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научно-технической сфере, Москва, Российская Федерация zharovaen@rambler.ru
Предмет и тема. В настоящее время одним из приоритетных направлений экономической политики государства является ориентация на инновационный путь развития. Роль государства заключается в создании механизмов и конкретных мер, обеспечивающих формирование национальной инновационной системы России и развития инновационного предпринимательства. Предметом работы является изучение действующего механизма налогового стимулирования инновационно активных предприятий в России с учетом их особенностей. Цели и задачи. Цель работы - выявление барьеров, препятствующих развитию деятельности предприятий инновационного сектора экономики и разработка направлений по их устранению. Методология. Одним из инструментов государственного косвенного стимулирования и поддержки деятельности инновационных предприятий является льготное налогообложение инновационно активных групп предприятий. Выделены три группы предприятий инновационного сектора, применяющие систему налоговых льгот, направленных на снижение налоговой нагрузки таких предприятий и тем самым способствующих повышению их результативности. Результаты. Предложены рекомендации, направленные на стимулирование развития инновационной деятельности отечественных предприятий. Результаты работы могут быть применены в нормотворчестве в части налогообложения инновационных предприятий. Выводы и значимость. Предложены следующие мероприятия стимулирования инновационной деятельности: закрепление на федеральном уровне понятия "инновационное предприятие" и обозначение критериев отнесения предприятий к инновационным; учет интересов предприятий среднетехнологического сектора, которые не входят в основные группы инновационных предприятий; увеличение срока предоставления инвестиционного кредита, исходя из срока окупаемости инновационной продукции или технологии, суммы затрат на НИОКР и степени полезности и актуальности разрабатываемого продукта или нематериального актива; разработка системы мер государственного стимулирования банков, оказывающих финансовую поддержку инновационным предприятиям, использование успешного зарубежного опыта инновационного развития и разработки системы институтов.
Анисимова Е.Л. Управление инновационными кластерами // Молодой ученый. 2014. № 17. С. 240–243.
Белай О.С., Мухаметзянова Д.Д. Структурный аспект инновационной деятельности // Креативная экономика. 2014. № 12. С. 23–30.
Бельтюкова С.М. Инновационная деятельность как объект налогового стимулирования // Креативная экономика. 2012. № 5. С. 14–17.
Дагаев А.А. Инновации для инноваций: новые тенденции в коммерциализации интеллектуальной собственности // Федерализм. 2013. № 4. С. 165–172.
Кадакоева Г.В. Инновационное предпринимательство: сущность, типология и возможности развития в условиях российских реалий // Вопросы инновационной экономики. 2014. № 2. C. 3–12.
Клеева Л.П., Воробьев И.В. Оценка уровня инновационного развития отечественной экономики // Креативная экономика. 2011. № 9. С. 98–107.
Князев С.Н., Ганчеренок И.И. Управление инновациями и инновации в управлении // Государственное управление. Электронный вестник. 2007. № 11. URL: Link.
Коршенко И.Ф., Коршенко А.И., Кузнецов П.А., Кузнецов П.А. Типизация стратегий инновационного развития регионов // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 33–40.
Меньщикова В.И. Инновационная деятельность на региональном уровне: современные тенденции, ключевые проблемы, пути активизации // Российское предпринимательство. 2014. № 6. С. 20–28.
Некрасов Д.А. Экономические методы управления инновационно-технологическим развитием промышленности // ФӘн-наука. 2012. № 8. С. 24–25.
Осипов Ю.М. Об инновациях вообще и инновациях в современной России // Философия хозяйства. 2008. № 3. С. 253–255.
Павлов К. Об инновациях интенсивного и экстенсивного типов // Общество и экономика. 2009. № 1. С. 84–98.
Полтавский Д.Э. Развитие инновационно активных предприятий как центров экономического роста // Креативная экономика. 2011. № 2. С. 73–78.
Роздольская И.В., Лихонин К.В. Интенсификация функционирования и развития рынков инноваций на основе использования модели маркетинга инноваций // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-1. С. 807–810.
Свитанько В.И. Национальные инновационные системы и создание стоимости в инновациях // Экономические науки. 2008. № 42. С. 150–155.
Титов Д. Инновационная стратегия новая. Грабли те же // Экономика и жизнь. 2011. № 02. С. 4.
Троянская М.А., Тюрина Ю.Г. Оценка мер налогового регулирования отдельных видов инвестиций // Экономика. Налоги. Право. 2013. № 3. С. 80–88.
Трофимов О.В., Трофимова Т.В., Ефимычев Ю.И. Методика выбора стратегии инновационного развития промышленного предприятия // Креативная экономика. 2010. № 5. С. 8–13.
Чернова А.С. Стратегическое управление инновационным развитием предприятий // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 458–460.
Яковлева Т.В. Кластеры – инновационный подход к управлению развитием // Право и инвестиции. 2011. № 3–4. С. 67–69.