Чулков А.С.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация achulkov@mail.ru
Предмет. Реформирование государственных и муниципальных финансов России предполагает реализацию мер по повышению открытости и прозрачности бюджетной системы. Предмет исследования статьи - роль и место "бюджета для граждан" в условиях продолжающейся реформы. Цели и задачи. Целями статьи являются изучение концепции "бюджета для граждан", разработка основных направлений ее совершенствования. Для их достижения были решены следующие задачи: изучены основные проблемы открытости и прозрачности бюджетов, возникающие в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации; проведен анализ практики применения концепции "бюджета для граждан" в различных регионах; рассмотрены основные отличия "открытого бюджета" от "бюджета для граждан". Методология. Проанализированы составные части системы открытости и прозрачности бюджетных данных, путем группировки определены общие проблемы, возникающие при формировании "бюджета для граждан". Результаты. Основные результаты проведенного в ходе подготовки статьи исследования сводятся к тому, что для наиболее эффективного внедрения концепции "бюджета для граждан" необходимо: привлекать население к управлению общественными финансами; дать гражданам почувствовать свою причастность к процессу принятия государственных решений, а также возможность повлиять на решения, принимаемые органами власти; разработать методику оценки открытости и прозрачности местных бюджетов; повышать финансовую грамотность населения. Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что повышение прозрачности и открытости бюджетной системы Российской Федерации путем активного практического использования концепции "бюджета для граждан" требует создания эффективных механизмов взаимодействия с гражданами, обеспечения доступности соответствующей информации для разных целевых групп, вовлечения населения территории в принятие решений. Проведенный анализ возникших при формировании "бюджетов для граждан" проблем может быть полезен в практическом планировании, исполнении бюджетов и для контроля за эффективностью бюджетных ассигнований.
Ключевые слова: бюджетная система, финансы, открытое правительство, расходы, программно-целевой метод
Список литературы:
Авсянников А.М., Девяткова О.И. «Бюджет для граждан» – способ укрепления позиции России в рейтинге прозрачности бюджетов мирового сообщества // Экономика и социум. 2014. № 2. С. 119–125. URL: Link.
Ахмедова И.Ш. Вопросы формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами // Право и экономика. 2013. № 10. С. 32–37.
Блохин А.А. Опыт построения бюджета для граждан на федеральном, региональном и муниципальном уровне в 2013 году // Финансовый журнал. 2014. № 2. C. 11–14.
Богатырь Н.В. «Бюджет для граждан»: найти получателя // Экономическая социология. 2014. № 5. С. 54–84.
Брюйн Х. Управление по результатам в государственном секторе. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2005. 246 с.
Дидикин А.Б. «Открытое правительство» в механизме взаимодействия гражданского общества и государства: формирование правовой модели и ее противоречия // Гражданское общество в России и за рубежом. 2013. № 1. С. 16–19.
Дзидзоев Р.М. К вопросу об «открытом правительстве» в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 7. С. 35–38.
Лебедева Н.Н., Горшкова Н.В. Влияние институциональных факторов на формирование и реализацию государственной экономической политики в бюджетном процессе Российской Федерации // Аудит и финансовый анализ. 2014. № 5. С. 419–423.
Маковкина С.А. Партисипативный бюджет как элемент краудсорсинга в системе муниципального управления // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 2. С. 33–41.
Мартынов А.В. Система «открытое правительство» как один из главных механизмов открытого государственного управления в России // Административное право и процесс. 2014. № 1. С. 13–22.
Нестеренко Т.Г. Внедрение принципов Открытого правительства в Минфине России // Финансы. 2015. № 2. С. 3–6.
Пенюгалова А.В., Кочесокова Т.Е. Система межбюджетных отношений: проблемы и пути их решения // Региональная экономика: теория и практика. 2011. № 24. C. 28–32.
Перонко И.А. Долговая политика на субфедеральном уровне: риски и преимущества // Бюджет. 2015. № 2. С. 8–12.
Петрова А.С. Система «открытое правительство» как фактор формирования гражданской культуры современного российского общества // Управленческое консультирование. 2014. № 6. С. 154–160.
Сапожникова М.А. Формирование «открытого бюджета» как инструмента совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации // Экономика и предпринимательство. 2014. № 11. С. 125–128.
Тургель И.Д. Российский опыт формирования открытого бюджета: проблемы и перспективы // Муниципалитет: экономика и управление. 2013. № 2. С. 24–32.
Тургель И.Д. Формирование «открытого бюджета» в Российской Федерации: долгосрочные планы и первые результаты // Вопросы управления. 2014. № 3. С. 23–30.
Тюлюндиева Н.Р. Бюджет государства как политическая категория (концептуальные подходы) // Общество и экономика. 2012. № 6. С. 17–24.
Чулков А.С. Оказание государственных и муниципальных услуг в условиях конкурентной борьбы // Финансы. 2014. № 11. С. 3–11.
Чулков А.С. Программно-целевое бюджетирование на региональном и местном уровнях // Финансы. 2014. № 3. С. 17–24.