Левина В.В.кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и менеджмента, Тульский государственный университет, Тула, Российская Федерация vvl2004@mail.ru
Предмет. В современных условиях большое значение при формировании бюджетов поселений приобрели межбюджетные трансферты, а оценка эффективности их распределения становится особенно актуальной в условиях дефицита бюджетных средств на всех уровнях управления. Цели. Целью исследования является создание методики, позволяющей проанализировать эффективность реализации основных функций межбюджетного регулирования в муниципальном районе. Методология. Применены общенаучные принципы системно-структурного и структурно-функционального анализа, при изучении особенностей межбюджетных отношений на муниципальном уровне использовались сравнительно-сопоставительный и диалектический методы, в сочетании позволяющие выделить общие и особенные черты распределения трансфертов в контексте оценки их эффективности. Результаты. Оценка эффективности распределения трансфертов из бюджета муниципального района рассматривается как частный случай анализа эффективности бюджетных расходов. Проанализированы подходы, используемые для оценки эффективности бюджетных расходов и установлено, что они могут применяться с учетом специфики конкретных видов трансфертов. Предложена методика, позволяющая проанализировать эффективность реализации основных функций межбюджетного регулирования в муниципальном районе. Ее реализация предполагает оценку эффективности каждого вида трансфертов, предоставляемых поселениям, и комплексную оценку эффективности регулирования межбюджетных отношений. При анализе эффективности сделан акцент на реализации основных функций межбюджетного регулирования, выделены виды трансфертов, используемые для их осуществления. Установлено, что в целях выравнивания применяются как дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, так и дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов. Предложены конкретные показатели оценки эффективности выравнивающих, стимулирующих и обеспечивающих трансфертов поселениям. Выводы. Применение предложенной методики позволяет выявить сильные и слабые стороны системы регулирования межбюджетных отношений и сформировать обоснованные предложения по развитию механизмов распределения трансфертов между бюджетами поселений для развития бюджетных отношений на межмуниципальном уровне, что ориентировано на повышение эффективности использования бюджетных средств в муниципальном районе.
Ключевые слова: межбюджетные отношения, трансферты, дотации, муниципальный район, поселение
Список литературы:
Шуба В.Б. Формирование и развитие межбюджетных отношений. М.: Экономистъ, 2004. 248 с.
Дробышевский С., Синельников-Мурылев С., Соколов И. Эволюция бюджетной политики России в 2000-е годы: в поисках финансовой устойчивости национальной бюджетной системы // Вопросы экономики. 2011. № 1. С. 4–25.
Сергеева М.Е. Функциональная роль бюджета в регулировании экономики муниципального района (на примере Пучежского муниципального района) // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. 2013. № 5. С. 260–268.
Боровая С.Л. Распределение межбюджетных трансфертов в Вологодской области: практика и эффективность // Проблемы развития территории. 2014. № 5. С. 91–98.
Пронина Л.И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов // Финансы. 2009. № 5. С. 26–29.
Идрисов Г.И., Синельников-Мурылев С.Г. Бюджетная политика и экономический рост // Вопросы экономики. 2013. № 8. С. 35–59.
Силуанов А.Г. Тучные годы остались в прошлом, сегодня нам нужно повышать качество работы с расходами // Финансы. 2014. № 1. С. 3–5.
Левина В.В. Регулирование межбюджетных отношений в муниципальных районах // Финансы. 2014. № 4. С. 6–11.
Швецов А. Пространственные параметры муниципальных образований: постсоветские «качели» и экономические основания рационализации // Российский экономический журнал. 2007. № 3. С. 36–62.
Зайцева О.О. Управление устойчивым развитием сельских территорий // Региональное развитие. 2014. № 3–4. С. 100–104.
Казаковцева М.В. Методология оценки эффективности бюджетных расходов // Экономика и предпринимательство. 2013. № 11. С. 145–152.
Завьялов Д.Ю. Потенциал межбюджетного регулирования как инструмента бюджетной политики // Финансы. 2008. № 3. С. 11–14.
Кулькова В.Ю. Теоретические основы построения межбюджетных отношений // Вестник Академии. 2008. № 2. С. 36–42.
Горегляд В.П. Бюджет как финансовый регулятор экономического развития. М.: Экономика, 2002. 229 с.
Родионова В.М. О бюджетной политике и межбюджетных отношениях в субъектах РФ // Финансы. 2008. № 7. С. 67–74.
Малкина М. Эффективность системы межбюджетного выравнивания в России // Общество и экономика. 2014. № 2–3. С. 118–134.
Мовсумов Н.М. Совершенствование методов планирования межбюджетных трансфертов в целях повышения эффективности межбюджетного регулирования // Проблемы экономики. 2010. № 4. С. 45–48.
Косиненко Е.В. О повышении бюджетной обеспеченности местных бюджетов // Финансы. 2013. № 8. С. 21–22.
Левина В.В. О выравнивании бюджетной обеспеченности на региональном уровне // Финансы. 2011. № 10. С. 10–14.
Игудин А.Г. К межбюджетным отношениям в субъектах Федерации // Финансы. 2004. № 7. С. 7–10.
Пропищин А.И. Взаимодействие органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений по вопросам передачи части своих полномочий // Общество и право. 2011. № 5. С. 62–66.
Маркварт Э. Межмуниципальная хозяйственная кооперация как инструмент повышения эффективности предоставления муниципальных услуг // Федерализм. 2010. № 3. С. 47–56.