Сучкова Е.О.старший преподаватель кафедры банковского дела, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Нижний Новгород, Российская Федерация esychkova@hse.ru
Мастеровенко К.В.студентка магистратуры факультета экономики, Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Нижний Новгород, Российская Федерация kmasterovenko@mail.ru
Предмет и тема. В статье рассматриваются особенности создания мегарегулятора финансового рынка в ответ на глобальный мировой кризис 2007-2008 гг. Проанализирован опыт консолидации финансового надзора в США, Великобритании, Германии, Швейцарии и Ирландии. Сконцентрировано внимание на реформе финансового регулирования и надзора в России, подведены первые итоги данной реформы, а также предложены направления для дальнейшей деятельности мегарегулятора. Цели и задачи. Цель статьи заключается в исследовании реформы финансового регулирования и надзора в посткризисный период. Критически рассмотрены методические аспекты создания мегарегулятора финансового рынка, проведен анализ практической реализации идеи мегарегулятора в зарубежных странах и РФ. Методология. Использованы методы теоретического анализа и обобщения научной литературы для изучения различных аспектов создания мегарегулятора финансового рынка. Исследована нормативно-правовая база реформы финансового регулирования и надзора в России. Результаты. Результатом работы является сопоставление различных точек зрения на создание и функционирование мегарегулятора и обобщение опыта внедрения регулятора финансового рынка в России и зарубежных странах. Выводы. По результатам исследования сделан вывод о том, что, несмотря на противоречивые мнения экспертного сообщества о создании мегарегулятора, во многих странах в посткризисный период произошло изменение финансового надзора: создан единый финансовый регулятор. Деятельность мегарегулятора в РФ можно оценить как положительную, в то же время перед Банком России стоит много задач в области регулирования страхового сектора, рынка ценных бумаг и управления коллективными инвестициями.
Schinasi G.J. Understanding Financial Stability: Towards a Practical Framework. Presented at the Seminar on Current Developments in Monetary and Financial Law. Washington, D.C. October 23–27. 2006. URL: Link.
Mwenda K.K. Legal Aspects of Financial Services Regulation and The Concept of a Unified Regulator. The World Bank. Law, Justice and Development Series. Washington, D.C. 2006.
Llewellyn D.T. Institutional Structure of Financial Regulation and Supervision: The Basic Issues. Paper presented at a World Bank seminar Aligning Supervisory Structures with Country Needs.Washington DC, 2006, June 6–7, 45 p. URL: Link.
The Group of Thirty. The Structure of Financial Supervision: Approaches and Challenges in a Global Marketplace. 2008. 256 p. URL: Link.
Taylor M., Fleming A. Integrated Financial Supervision. Lessons of Scandinavian Experience // Finance & Development. 1999. Vol. 36. № 4. P. 42–45.
Briault C. Revising the rationale for a single national financial services regulator. Financial Services Authority //Occasional Paper Series. 2002. № 16. 40 p.
Fresh A., Baily M.N. What does international experience tell us about regulatory consolidation? The PEW Economic Policy Department, Financial Report Project // Briefing Paper. 2009. № 6. 28 p.
Čihák M., Podpiera R. Integrated financial supervision: which model? // North American Journal of Economics and Finance. 2008. № 19. P. 135–152.
Buiter W.H. Lessons from the North Atlantic financial crisis. Paper prepared for presentation at the conference The Role of Money Markets jointly organized by Columbia Business School and the Federal Reserve Bank of New York on May 29–30, 2008. URL: Link.
Palmer J., Cerutti C. Is there a need to rethink the supervisory process? Paper presented at the International Conference «Reforming Financial Regulation and Supervision: Going Back to Basics».Madrid. June 15, 2009.
Claessens S., Köse M.A., Terrones M.E. The global financial crisis: How similar? How different? How Costly? // Journal of Asian Economics. Vol. 21. № 3. P. 247–264.
Eichengreen B., Dincer N. Who should supervise? The structure of bank supervision and the performance of the financial system. National Bureau of Economic Research // NBER Working PaperSeries. 2011. № 17401. 16 p.
Lee Y.-W. The Breakup of the UK Financial Services Authority and the Implications. Korea Capital Market Institute // Capital Market Perspective. 2012. Vol. 4. № 2. P. 62–77.
Čihák M., Podpiera R. Are More Integrated Prudential Supervision Agencies Characterized By Better Regulation and Supervision? Second Annual Conference on Empirical Legal Studies. Washington. International Monetary Fund, 2007.
Abrams K.R., Taylor M.W. Issues in the Unification of Financial Sector Supervision // IMF Working Paper. 2000. № 213. 33 p.
Kane E.J. De Jure Interstate Banking: Why Only Now? // Journal of Money, Credit and Banking. 1996. Vol. 28. P. 141–161.
Martinez J.L., Rose T.A. International survey of integrated financial sector supervision // World Bank Policy Research Working Paper. 2003. № 3096.
Herring R.J., Carmassi J. The structure of cross-sector financial supervision // Financial Markets, Institutions and Instruments. 2008. Vol. 17. № 1. P. 51–76.
Barth J.R., Nolle D.E., Phumiwasana T., Yago G. A Cross Country Analysis of the Bank Supervision Framework and Bank Performance // Financial Markets, Institutions and Instruments. 2002. Vol. 12. № 2. P. 67–120.
Masciandaro D., Pansini R.V., Quintyn M. The Economic Crisis: Did Financial Supervision Matter? // IMF Working Paper. 2011. № 261. 48 p.
O'Sullivan K.P.V., Kinsella S. Financial and Regulatory Failure: the Case of Ireland // UCD Geary Institute Discussion Paper Series. 2011. № 36. P. 1–26.