Феоктистова О.А.старший научный сотрудник Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация feoktistova@nifi.ru
Фокина Т.В.младший научный сотрудник Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация fokina@nifi.ru
Предмет. Наука является ключевым драйвером повышения конкурентоспособности страны. Поэтому обеспечение высокого качества результатов научных исследований и их ориентация на удовлетворение потребностей современного общества и наукоемкой и высокотехнологичной экономики стало одним из приоритетных направлений деятельности национальных правительств и наднациональных органов. Это вылилось в реформы в научном секторе, которые были направлены на повышение как качества результатов научных исследований, так и результативности и эффективности использования выделяемых средств. Цели и задачи. Проведен анализ зарубежного опыта, который представляет существенный интерес для России, поскольку возвращение российской науке лидирующих позиций является одной из ключевых задач государства. Новая роль науки в развитии экономики страны предопределила необходимость кардинального изменения системы государственного управления научными исследованиями и разработками, а также механизмов координации деятельности всех участников данного процесса. Методология. С помощью метода сравнительного анализа рассмотрена практика планирования и выделения государственных средств на науку в странах ОЭСР. Результаты. Сформулированы особенности планирования и выделения государственных средств на науку и некоторые рекомендации для России. Заинтересованность экономически развитых стран в повышении качества результатов в сфере научных исследований и повышении эффективности бюджетных расходов в сфере науки нашло выражение во внедрении конкурсных механизмов распределения бюджетных ресурсов и расширении использования принципов бюджетирования, ориентированного на результаты, внедрении рыночных механизмов в сферу науки. Основными механизмами повышения качества результатов научных исследований и разработок и эффективности научных учреждений должны стать увязка бюджетного финансирования с результатами деятельности учреждений, конкуренция за бюджетные ресурсы, установление норм и оценка качества результатов. Подобный подход будет способствовать повышению качества результатов российских исследований. Выводы. Проведенный анализ вносит вклад в развитие методологии управления государственными финансами в сфере научных исследований и разработок и повышение эффективности этого управления.
Ключевые слова: государственные финансы, государство, научная политика, научные исследования, разработки
Список литературы:
Богачева О.В., Феоктистова О.А. Определение основных видов научной деятельности и разработок для целей государственной научной политики в странах ОЭСР и России // ФАРМАКОЭКОНОМИКА. Современная фармакоэкономика и фармакоэпидемиология. 2015. № 1. С. 18–30.
Рыкова И.Н. Подходы к определению результативности научно-исследовательской деятельности в России // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2013. № 3. С. 73–88.
Феоктистова О.А. Планирование затрат на научные исследования: проектный подход // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 69–80.
Frascati Manual. Proposed standard practice for surveys on research and development. URL: Link manualproposedst andardpracticefor surveysonrese archandexperimental development6thedition.htm.
Maass G. Funding of Public Research and Development: Trends and Changes // OECD Journal on Budgeting. 2003. Vol. 3. № 4. URL: Link.
Locke E.A., Latham G.P. A theory of goal setting and task performance. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall, 1990. 413 p.
Gulbrandsen M., Kyvik S. Are the concepts basic research, applied research and experimental development still useful? An empirical investigation among Norwegian academics // Science and Public Policy. 2010. Vol. 37. № 5. P. 343–353.
Hatzichronoglou T. Revision of High-technology Sector and Product Classification. URL: Link216&docLanguage=En.
Лебедева Е.И., Васильева Л.В. Тенденции развития бюджетного финансирования отдельных секторов науки с учетом приоритетов развития науки, техники и технологий // Экономическая наука современной России. 2008. № 1. С. 141–142.
Юдин Б.Г. Что дает российской науке конкурсное финансирование исследований? // Наука. Инновации. Образование. 2007. № 3. С. 12–16.
Сугарова И.В. Механизм фондового финансирования науки // Труды молодых ученых Владикавказского научного центра РАН. 2004. № 2. С. 122–125.
Сорокин Д.Е., Сухарев О.С. Эффективность экономических систем и проблема финансирования науки // Экономические системы. 2014. № 1. С. 52–60.
Петраков Н.Я., Цветков В.А. Система стимулирования финансирования науки и высокотехнологичного, наукоемкого сектора экономики // Актуальные проблемы экономики и управления. 2014. № 1. С. 131–140.
Казаков А.Ф., Суслов Д.Н. Финансирование прикладной науки в России. Опыт западных стран // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Красноярск: СибГАУ, 2012. С. 224–226.
Кадикина А.А. Благотворительные фонды поддержки образования и науки как канал финансирования вузов Германии // Современные технологии управления. 2013. № 9. С. 42–47.
Дежина И.Г. Инструменты и механизмы финансирования науки в России: основные тенденции // Наука. Инновации. Образование. 2006. № 1. С. 121–139.
Лебедев К.В., Глисин Ф.Ф., Калюжный В.В. Сравнительная оценка эффективности финансирования науки из региональных бюджетов // Инноватика и экспертиза: научные труды. 2014. № 1. С. 197–209.
Иванченко О.С. Роль зарубежных фондов в финансировании российской науки // Фундаментальные исследования. 2014. № 9–10. С. 2327–2330.