Ахмадеев Р.Г.кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация ahm_rav@mail.ru
Косов М.Е.кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры финансов и цен, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация kosovme@mail.ru
Предмет и тема. В статье проводится сравнительный анализ налогового регулирования налогов на конечное потребление (НДС и налог с продаж) в странах - участницах ОЭСР и Российской Федерации. Исследован опыт мировой практики взимания и уплаты налогов на конечное потребление: порядок определения налоговой базы, применение пониженных налоговых ставок и налоговых вычетов. Косвенные налоги общепризнанно являются незаменимым элементом любой налоговой системы. НДС, считаясь одним из регуляторов перераспределения общественных благ, позволяет уравновесить баланс экономического и юридического равенства для налогоплательщиков. Результаты. Порядка 160 стран мира применяют НДС в своих налоговых системах. Отдельные страны используют другие названия данного налога. В Канаде и Новой Зеландии он обозначен как налог на товары и услуги, а в Японии - как налог на потребление. В США применяется близкий по способу взимания налог с продаж. В свою очередь мотивация применения косвенных налогов для каждой страны является различной. Развивающиеся страны вводят НДС на своей территории в связи ростом расходов и необходимостью наполнения бюджетов дополнительными средствами. Страны ЕС используют налог для усиления экономической интеграции и внедрения отечественных производителей на общий рынок. Механизм исчисления и уплаты НДС в Российской Федерации ежегодно претерпевает значительные изменения, однако поступления в бюджет по этому налогу гораздо ниже начисленных сумм к уплате. Это вызвано основной проблемой любого налога - уклонением налогоплательщиков от уплаты. Опыт функционирования НДС в разрезе российской реальности выявил ряд его специфических недостатков: сложный порядок и высокая доля затратной составляющей при администрировании налога; недостаточная собираемость в доходы бюджета; существенный уровень налоговый задолженности. За 2010-2014 гг. размер общей налоговой задолженности по всем налогам и сборам увеличился на 18,86% в абсолютных показателях, составив 802 682 млн руб., из которых 53,6% относятся к сумме недополученных налоговых платежей. Следовательно, достижение бюджетной эффективности взимания НДС зависит не столько от уровня законодательно устанавливаемых ставок налога и расширения объекта налогообложения, сколько от применяемых методов исчисления добавленной стоимости. Выводы и значимость. С учетом зарубежного опыта выделены различны подходы, позволяющие своевременно осуществлять контроль за правильностью исчисления налоговой базы по налогам на конечное потребление.
Ключевые слова: стандартные и пониженные ставки налогов, налог с розничных продаж, объект налогообложения по НДС, налоговые поступления в странах ОЭСР, принцип нейтральности налогообложения
Список литературы:
Белянская О.В., Тутаева Д.Р. О некоторых тенденциях в налоговом администрировании в России // Российское предпринимательство. 2013. № 3. С. 12–18.
Баценков Н.Н. Правовая природа налога на добавленную стоимость // Налоги. 2014. № 6. С. 3–6.
Балихина Н.В., Косов М.Е. Развитие инвестиционно-инновационных процессов в российской экономике. Финансовый аспект: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 231 с.
Гордеева С.Н. О том, как судьи налоговый вычет обосновали // Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. № 3. С. 34–38.
Копина А.А. К вопросу о взаимосвязи рыночной цены и взаимозависимости лиц // Финансовое право. 2013. № 9. С. 34–40.
Косов М.Е., Крамаренко Л.А. Экономическое равновесие налоговой системы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 199 с.
Красюков А.В. Неосновательное обогащение в механизме косвенного налогообложения // Финансовое право. 2013. № 6. С. 30–34.
Кудряшова Е.В. Акцизы: немного теории // Налоги. 2014. № 6. С. 40–44.
Косов М.Е., Ягудина. Э.В. Налоговое регулирование инновационной деятельности: монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 215 с.
Косов М.Е. Равновесие экономической системы: монография. М.: Российский государственный торгово-экономический университет, 2012. 295 с.
Лермонтов Ю.М. Налог с продаж: изменения законодательства о налогах и сборах // Нормативные акты для бухгалтера. 2014. № 18. С. 102–103.
Никифорова Н.В. Когда прямые по сути расходы могут стать для налогообложения косвенными? // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2014. № 22. С. 60–64.
Сибиряков Н.А. Налог на добавленную стоимость: основные условия для применения вычета по НДС // Налоги. 2015. № 2. С. 8–14.
Туфетулов А., Давлетшин Т., Синникова Ю. О реальной ставке налога на добавленную стоимость при реализации товаров, работ и услуг в РФ // Налоговый вестник. 2013. № 12. С. 42–50.
Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей // Налоги. 2009. № 4. С. 11–16.
Цидилина И.А. К вопросу об унификации правового регулирования косвенного налогообложения в условиях интеграции России в мировое сообщество // Налоги. 2014. № 2. С. 43–45.