Евдокимова С.С.кандидат экономических наук, доцент кафедры корпоративных финансов и банковской деятельности, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация evdokimovalana@mail.ru
Предмет. Статья посвящена изучению одного из наиболее эффективных и перспективных методов управления, внедряемого сегодня в российских коммерческих банках, – технологий Lean, направленных на систематическое выявление и устранение потерь и настройку производственных процессов в зависимости от потребностей клиента. Цели. Исследование принципов lean management (бережливого управления). Выявление преимуществ и сложностей внедрения программ lean отечественными кредитными организациями. Определение основных возможностей и перспектив внедрения в российской банковской сфере программы lean (бережливого производства). Методология. С помощью экономико-статистических и графического методов выявлены возможности повышения эффективности деятельности российских кредитных организаций посредством внедрения lean-технологии. Результаты. Первые отечественные кредитные организации, начавшие использовать технологии бережливого производства (ОАО «Сбербанк России», АО «Альфа-Банк», ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк»), смогли повысить производительность труда на 20–50% и достичь значительной экономии денежных средств. На примере отделения АО «Россельхозбанк» в Волгограде рассчитан эффект экономии от внедрения lean-технологии. Выводы. В сложных экономических условиях для российских коммерческих банков использование lean-технологии могло бы стать дополнительным источником экономии затрат, конкурентным преимуществом и средством укрепления финансовой устойчивости. Внедрение lean-технологии позволит российским банкам увеличить объем продаж уже имеющихся в банке продуктов при том же количестве персонала и без потери качества обслуживания клиента; организовать продажу новых банковских продуктов без увеличения численности персонала; внедрить новые, ориентированные на потребности клиента банковские продукты с минимальными затратами и максимальными конкурентными преимуществами.
Савкова Е. Философия ЛИН – современный подход к ресурсосбережению при разработке маркетинговых стратегий // Маркетинг. Идеи и технологии. 2008. № 6. С. 14–20.
Benlan Hea, Yong Shic, Qian Wand, Xi Zhaoc. Prediction of customer attrition of commercial banks based on SVM model // Procedia Computer Science. 2014. Vol. 31. P. 423–430. doi: 10.1016/j.procs.2014.05.286.
Krafcik John. Triumph of the Lean Production System. URL: Link.
Вумек Дж.П., Джонс Д.Т. Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. 473 с.
Переверзев П.П. Совершенствование системы управления бизнес-процессами банка // Современные технологии управления. 2013. № 7. С. 32–41.
Фейгенсон Н.Б., Мацкевич И.С., Липецкая М.С. Бережливое производство и системы менеджмента качества: серия докладов (зеленых книг) в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации». СПб.: Фонд «Центр стратегических разработок «Северо-Запад», 2012. Вып. 1. 71 с.
Akhigbe A., McNulty J.E. Bank monitoring, profit efficiency and the commercial lending business model // Journal of Economics and Business. 2011. № 6. P. 531–551.
Савинская Н.А. Маркетинг и эффективность банковского бизнеса // Деньги и кредит. 2014. № 4. С. 6– 19.
Садретдинов Р.А. Перспективы внедрения методик бережливого производства в коммерческом банке // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2012. № 1. С. 322–325.
Евдокимова С.С. Внедрение систем дистанционного банковского обслуживания в России как перспективное направление развития банковских инноваций // Финансовая политика инновационного развития России: проблемы и пути решения: сборник материалов всероссийской НПК. Уфа: Мир печати, 2013. С. 43–48.
Евдокимова С.С. Совершенствование и развитие сервисов дистанционного банковского обслуживания розничных клиентов (на примере ОАО «Сбербанк России») // Сборник материалов Межвузовской ежегодной заочной научно-практической конференции с международным участием «Вопросы и проблемы экономики и менеджмента в современном мире». Омск: ИЦРОН, 2014. 207 с.
Мишин Ю.В. Методы повышения надежности кредитных учреждений // Модернизация. Инновации. Развитие. 2014. № 1. С. 9–16.
Дробышевская Л.Н. Внедрение lean-технологий в коммерческих банках // Региональная экономика. Юг России. 2011. № 12. С. 466–472.
Ершова А.М., Фадеева Е.А. Lean-технологии в ракурсе стратегического менеджмента // Проблемы экономики. 2012. № 1. С. 36–38.
Степченко Т.С. Lean-технологии в управлении предприятием // Современные технологии управления. 2015. № 7. С. 38–41.
Коляда М.А. Инструменты и этапы внедрения lean-менеджмента в бизнес-процессах кредитной организации // Концепт. 2013. Приложение 3. URL: Link.
Данилова С.Ю. Применение инструментов «бережливого производства» в оценке процесса транспортировки предприятий с непрерывным циклом производства // Экономические науки. 2014. № 116. С. 73–78.
Хомякова Е.В. Бережливое производство как способ повышения конкурентоспособности отечественных предприятий // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2014. № 3. С. 134–139.
Панькина О.А. Бережливое производство на предприятии // Экономика и социум. 2014. № 1-3. С. 596–598. URL: Link.
Куликов А. Оптимизация деятельности компании: бережливое производство // Проблемы теории и практики управления. 2014. № 4. С. 83–89.