Храмова Е.А.кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский гуманитарный институт, Саранск, Российская Федерация hramova.ea@gmail.com
Колесник Н.Ф.доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита, Мордовский государственный университет, Саранск, Российская Федерация kolesniknf@mail.ru
Предмет и тема. В статье отмечается, что в условиях финансовой нестабильности, кризиса и ужесточения конкуренции необходимы новые подходы к разработке эффективных стратегий развития агрохолдингов, что позволит создать возможность их своевременной ответной реакции на изменения, происходящие как во внутренней, так и внешней среде. Это требует рассмотрения теоретических, методических и практических вопросов, связанных с формированием системы сбалансированных показателей сегментов агрохолдинга, являющейся важнейшим инструментом оценки эффективности их деятельности. Вопросы применения данной системы показателей в конкретных условиях, учитывающих организационно-экономические особенности деятельности агрохолдингов и их многоуровневую структуру, являются малоизученными и требуют детального исследования с учетом современных требований ведения бизнеса. Цели. Формирование системы сбалансированных показателей развития сегментов агрохолдинга для его успешного стратегического развития в современных условиях хозяйствования. Методология. Методологической основой исследования явились фундаментальные и прикладные исследования в области формирования конкурентных стратегий агрохолдингов и разработки системы сбалансированных показателей. Использовались общенаучные и специальные методы: анализ и синтез, сравнение и обобщение, системный и структурный анализ, сбор информации в интегрированных экономических системах, а также экономико-математические методы. Результаты. В целях успешного стратегического развития сегментов агрохолдинга предложена система сбалансированных показателей оценки деятельности конкретного агрохолдинга. Это может быть использовано в практической деятельности агрохолдингов в области стратегического управления, определения эффективности реализации стратегии. Выводы. Сделан вывод о том, что в современных условиях для повышения эффективности функционирования агрохолдингов необходима разработка системы сбалансированных показателей, отражающей корпоративную стратегию и учитывающей интересы сегментов, изменения внешней и внутренней среды, а также являющейся эффективным управленческим механизмом. Это позволит прогнозировать стратегическое развитие агрохолдингов и обеспечить им конкурентные преимущества на рынке.
Ключевые слова: агрохолдинг, система сбалансированных показателей, стратегия, стратегическая карта
Список литературы:
Бедарева М.А. Сегментная отчетность в соответствии с МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» // Бухгалтерский учет. 2010. № 5. С. 107–110.
Браун М.Г. Сбалансированная система показателей: на маршруте внедрения. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. 226 с.
Гершун А., Горский М. Технологии сбалансированного управления. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 409 с.
Каплан P.С., Нортон Д.П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес, 2003. 314 с.
Маняева В.А. Система стратегического управления и контроллинга коммерческой организации // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4. С. 188–194.
Маняева В.А. Стратегический управленческий учет расходов организации: вопросы теории и практики. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2009. 150 с.
Петри Карл-Йохан, РойЖан, Рой Софи, Олве Н.-Г. Баланс между стратегией и контролем. Спб.: Питер, 2005. 320 с.
Фомин В.П. Расчет численного значения базовой пропорции в сбалансированной системе показателей (ССП) развития организации // Инновационное развитие экономики. 2013. № 4. С. 174–176.
Фомин В.П. Анализ сбалансированности показателей развития предприятия. Самара: Содружество-Плюс, 2008. 208 с.
Храмова Е.А. Концептуальные основы сегментарного подхода к организации управленческого учета в агрохолдингах // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 2. С. 58–64. URL: Link.
Храмова Е.А., Колесник Н.Ф. Формирование учетной сегментной информации в холдинговых компаниях // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2010. № 2. С. 50–52.
Храмова Е.А. Синергетический эффект в интегрированных формированиях // Экономические науки. 2011. № 3. С. 331–334.