Шерешева М.Ю.доктор экономических наук, профессор кафедры прикладной институциональной экономики, заведующая Лабораторией институционального анализа, директор Центра исследований сетевой экономики, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация m.sheresheva@mail.ru
Полянская Е.Е.кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Лаборатории институционального анализа, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация el.polyanskaya@mail.ru
Предмет. В статье отмечается, что одним из наиболее перспективных направлений снижения сырьевой зависимости российской экономики является развитие туризма. Тенденция увеличения спроса на внутренний туризм требует решения целого ряда проблем, связанных с развитием инфраструктуры туризма, в том числе вопросов развития гостиничного бизнеса в разных регионах страны. Цели. Исследование роли гостиничного бизнеса как одного из ключевых факторов развития туристической отрасли в регионах России и выявление основных особенностей гостиничного бизнеса, определяющих формирование базы для развития региона как туристической дестинации. Методология. На основе статистического анализа и анализа открытых источников определены основные тенденции развития гостиничного бизнеса в регионах, охарактеризованы стратегии выхода в регионы международных гостиничных сетей. Результаты. Выявлены основные особенности развития гостиничного бизнеса в РФ, сформулированы проблемы и перспективы повышения эффективности гостиничного бизнеса в регионах, выделены основные преимущества сетевой формы организации в гостиничном бизнесе, обоснована закономерность экспансии гостиничных сетей в регионы. Выводы. Обоснован вывод о том, что развитие гостиничного бизнеса и продвижение международных гостиничных сетей в регионы расширяет возможности туристического бизнеса и обеспечивает рост туристического потока, так как позволяет вводить обслуживание по отлаженным сервисным технологиям и повышает качество средств размещения. В то же время для успешного развития внутреннего туризма наряду со стандартизацией базовых характеристик инфраструктуры важно разнообразие средств размещения, сбалансированное с точки зрения потребностей конкретной туристской дестинации.
Атаров Н.З., Джанджугазова Е.А. Корпоративное маркетинговое управление на рынке туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 31. № 4. С. 65–72.
Джанджугазова Е.А., Лапочкина В.В. Маркетинговые методы формирования имиджа туристских территорий (на примере Смоленской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. №. 2. С. 39–49.
Александрова А.Ю. Туристские «ловушки» регионального развития // Инициативы XXI века. 2014. № 2. С. 52–57.
Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 296–298.
Янкевич В., Безрукова Н. Мировые гостиничные сети в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 6. С. 42–44.
Ingram P.L., Baum J.A.C. Chain Affiliation and the Failure of Manhattan Hotels, 1898–1980 // Administrative Science Quarterly. 1997. Vol. 42. № 3. P. 68–102.
Катькало В.С., Шемракова В.Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. М.: Высшая коммерческая школа, 2008. С. 105–121.
Щербаков В.В., Давыдова М.К. Обоснование сетевых решений в логистике гостиничного сервиса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 165–171.
Баджо Р., Шерешева М.Ю. Сетевой подход в экономике и управлении: междисциплинарный характер // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 2. C. 3–21.
Шерешева М.Ю., Баджо Р. Сетевой подход в изучении туристских дестинаций: новые тенденции // Инициативы XXI века. 2014. № 2. С. 58–63.
Ivanova M., Ivanov S. The nature of hotel chains: an integrative framework // International Journal of Hospitality & Tourism Administration. 2015. Vol. 16. № 2. P. 122–142.
Катькало В.С., Мукба В.Н. Международные гостиничные сети: специфика организации и типология стратегий развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2004. № 4. С. 3–30.
Chen J.J., Dimou I. Expansion strategy of international hotel firms // Journal of Business Research. 2005. Vol. 58. № 12. P. 1730–1740.
Alon I., Ni L., Wang Y. Examining the determinants of hotel chain expansion through international franchising // International Journal of Hospitality Management. 2011. № 1. doi: 10.1016/j.ijhm.2011.06.009
Chathoth P.K., Olsen M.D. Strategic alliances: a hospitality industry perspective // International Journal of Hospitality Management. 2003. Vol. 22. № 4. P. 419–434.
Худякова Т.А. Инновационные форматы гостиничного бизнеса: реалии и перспективы устойчивого развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5. С. 101–108.
Печерица Е.В. Региональный рынок гостиничных услуг в условиях конкуренции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 1. С. 146–152.
Чернышева Л.А., Якимович Г.Б. Гостиничный сектор уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, его состояние и перспективы развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 4. С. 55–64.
Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Новые возможности развития гостиничного и ресторанного бизнеса в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. 2013. № 3. С. 281–285.