Бабенко И.В.бакалавр кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация bain@inbox.ru
Бабенко А.И.бакалавр кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация bain@inbox.ru
Предмет. Предметом исследования являются отношения между банками и страховыми компаниями, связанные с реализацией банковских и страховых услуг, а также с интеграционными процессами банковского и страхового бизнеса. Банки и страховые компании рассматриваются как продавцы и покупатели страховых и банковских услуг, участники банкостраховых отношений, характеризующихся различной степенью интеграции. Цели. Уточнение понятия «банкострахование» и разработка системы показателей, характеризующих состав и структуру рынка банкостраховых услуг в России. Методология. Методологической основой исследования являются анализ и синтез, метод научной абстракции, а также функциональный анализ. Результаты. Сформулировано авторское определение понятия «банкострахование» в расширенном и узком толковании. Разработана матрица элементов, характеризующих формы и степень взаимодействия банков и страховых компаний, предложена система показателей для измерения объема и структуры российского рынка банкостраховых услуг. Определена информационная база для выполнения расчетов в рамках системы этих показателей. Степень интеграции банковского и страхового бизнеса предложено измерять в четырех уровнях. Первый уровень связан с минимальной степенью интегрированности участников банкостраховых отношений и с реализацией услуг страховщиков, которые банки приобретают в обязательном порядке, а на четвертом (наивысшем) уровне страховщики и банки рассматриваются как аффилированные юридические лица. Значимость. Предложенный подход к количественной и качественной оценке взаимодействия банков и страховых компаний позволит получить объективное представление о состоянии и динамике рынка банкострахования в России, выявить формирующиеся тенденции и обосновать стратегию участников банкостраховых отношений.
Ключевые слова: страховые услуги, банковские услуги, интеграция, измерение, система показателей
Список литературы:
Скворцова Н.В., Урмацких С.А. Рынок банкострахования в России: современное состояние, проблемы и новые правила его функционирования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2014. № 35. С. 24–33.
Кожевникова И.Н. Взаимоотношения страховых организаций и банков. М.: Анкил, 2005. 112 с.
Водинский А.А. Взаимодействие банков и страховых компаний: современное состояние и перспективы развития // Современные тенденции в экономике и управлении. 2013. № 20. С. 94–99.
Игнатова Н.Г. Инновационные продукты при взаимодействии банков и страховых компаний // Современные тенденции в экономике и управлении. 2014. № 24. С. 213–217.
Лаптева Е.А. Формы взаимодействия страховых компаний и банков // Актуальные вопросы современной науки. 2012. № 21–22. С. 153–160.
Манчурак М.В. Роль страховых продуктов в развитии банковской розницы // Экономика и политика. 2014. № 2. С. 139–144.
Мотохин А.М., Фёдорова Е.А. Анализ структуры рынка банковского страхования // Страховое дело. 2014. № 9. С. 16–22.
Пашкова Е.Н. Зарубежный и российский опыт развития банковского страхования // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2013. № 8. С. 196–202.
Романова М.В. Состояние и перспективы развития банкострахования в России // Банковское дело. 2014. № 3. С. 31–35.
Шевела О.А., Клишина Ю.Е. Перспективные направления развития страховых отношений в области банковского страхования // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2013. № 26. С. 16–20.
Юргенс И., Чернин М., Зарецкий А., Смирнова И. Банкострахование – кредитное или некредитное. URL: Link.