Васюнина М.Л.кандидат экономических наук, заместитель декана факультета государственного управления и финансового контроля, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерации vasyuninaml@mail.ru
Предмет. В статье исследуются особенности финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в условиях жестких бюджетных ограничений. Проводится оценка итогов реструктуризации бюджетного сектора и сокращения численности занятых в нем специалистов, влияния сложившихся тенденций на динамику бюджетных расходов. Цели. Определение перспективных направлений оптимизации бюджетных расходов на оказание государственных и муниципальных услуг с учетом рисков снижения их качества и доступности. Методология. Изучение динамики бюджетных расходов, структурных сдвигов государственных и муниципальных учреждений, показателей финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением методов экономико-статистического анализа. Результаты. Доказано, что резервы по сокращению расходов на оказание государственных и муниципальных услуг за счет реструктуризации бюджетного сектора во многом исчерпаны. Сформулированы противоречия, характерные для процесса оптимизации бюджетных расходов на основе оптимизации сектора государственных и муниципальных учреждений. Перспективные направления экономии бюджетных средств определены с учетом итогов ревизии расходных обязательств, проведенной в ходе формирования ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Выводы. Сделан вывод, что оптимизация бюджетных расходов в части государственных и муниципальных услуг возможна за счет упорядочения состава и видов государственных и муниципальных услуг, введения единых нормативов возмещения затрат на оказание услуг в соответствии с государственным и муниципальным заданием, корректировки механизма субсидирования услуг, повышения качества управления дебиторской задолженностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Ключевые слова: бюджетные расходы, государственные и муниципальные услуги, государственные и муниципальные учреждения, оптимизация расходов, экономия
Список литературы:
Аганбегян А. Как оздоровить российский бюджет? // Экономическая политика. 2015. Т. 10. № 4. С. 7–19.
Алашкевич М.Ю., Богданов Л.Н., Котюков М.М., Лисин Н.В., Муравьев В., Полякова С., Рудник Б.Л., Саакян Т.В., Сивец С., Чернышева О., Яшина Е.Р. Федеральный закон № 83-ФЗ: основные положения, механизмы и инструменты. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2011. 79 с.
Бычков С.С., Болдырь А.А., Лавров А.М. Опыт и перспективы оценки качества финансового менеджмента федеральных органов государственной власти // Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 5–15.
Ершов В., Танасова А., Татузов В. Об изменениях в федеральном бюджете на 2015–2017 гг. // Экономист. 2014. № 6. C. 24–32.
Иванов В.Н., Суворов А.В., Балашова Е.Е., Трещина С.В. Анализ динамики общественных и частных расходов на здравоохранение и образование в современной России // Проблемы прогнозирования. 2014. № 6. С. 32, 38.
Клячко Т., Мау В., Синельников-Мурылев С. О реформе бюджетных учреждений // Экономическая политика. 2009. № 1. C. 115–131.
Кудрин А., Гурвич Е. Новая модель роста для российской экономики // Вопросы экономики. 2014. № 12. C. 52–79.
Кудрин А., Гурвич Е. Старение населения и угроза бюджетного кризиса // Вопросы экономики. 2012. № 3. C. 3–18.
Кнобель А., Соколов И., Ходько Е. Влияние государственных расходов на качество образования в России. М.: Институт Гайдара, 2011. 164 с.
Отришко М.О., Меликсетян С.Н. Реализация концепции бюджетирования, ориентированного на результат, в государственных (муниципальных) учреждениях социальной сферы // Экономические науки. 2015. № 5. C. 97–104.
Петров Ю. К формированию новой экономической модели: рестрикция бюджетных расходов или повышение собираемости налогов? // Российский экономический журнал. 2013. № 6. С. 8–14.
Рождественская И., Клячко Т. Направления реформирования политики образовательной сферы. М.: Институт экономики переходного периода. 2000. 120 с.
Романова Т.Ф., Меликсетян С.Н. Управление финансами вузов в условиях реформы бюджетного процесса // Финансовые исследования. 2012. № 1. C. 61–68.
Солянникова С.П. Управление государственными финансами: заявленные принципы и реальность // Экономист. 2014. № 4. С. 44–59.
Токаев Н.Х., Сугарова И.В. Экономическое развитие и неизбежность снижения бюджетных расходов: факторы влияния и сложившиеся тенденции // Экономические науки. 2014. № 11. C. 80–84.
Траченко М.Б. Проблемы адаптации в России мирового опыта внедрения бюджетирования, ориентированного на результат // Вестник Московского государственного университета. Сер. 6: Экономика. 2012. № 1. С. 47–56.
Тамбовская В., Рождественская И. Реформа высшего образования в России: международный опыт и экономическая теория // Вопросы экономики. 2014. № 5. C. 97–108.
Халин В.Г. Финансовое обеспечение государственных образовательных услуг в российской высшей школе в условиях инновационной экономики // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2012. Вып. 4. С. 94–114.
Яговкина В.А. Дополнительные источники финансовых средств государственных и муниципальных учреждений // Финансовое право. 2014. № 11. С. 26–29.
Johnstone D.B.,Arora A., Experton W. The Financing and Management of Higher Education: A Status Report on Worldwide Reforms. Washington: DC, The World Bank. 1998. 33 p.