Богачева О.В.кандидат экономических наук, руководитель Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, ведущий научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН, Москва, Российская Федерация bogacheva@nifi.ru
Феоктистова О.А.кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ, Москва, Российская Федерация feoktistova@nifi.ru
Предмет. В статье отмечается, что планирование финансовых средств на выполнение НИОКР преимущественно осуществляется индивидуально для каждого государственного учреждения исходя из сметной стоимости в целом по всей совокупности государственных работ, входящих в государственное задание учреждению. Однако такой подход противоречит основным целям проводимой реформы государственных бюджетных учреждений, поскольку не позволяет увязать бюджетные расходы на НИОКР с результатами и не обеспечивает прозрачности в планировании бюджетных средств на финансирование научной и (или) научно-технической деятельности государственных учреждений. Начиная с бюджетов на 2016 г. и на плановый период 2017–2018 гг. существенно возрастает роль федеральных учредителей в применении нормативных методов расчета финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственных учреждений на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе в сфере науки. Рассматривается один из возможных подходов к определению нормативных затрат на НИОКР на основе трудозатрат. Цели. Определение оптимальных путей применения нормативных затрат на научные исследования и разработки в настоящее время, а также перспектив их применения в будущем. Методология. Использованы методы анализа текущей ситуации и законодательства. Результаты. Предложены способы использования нормативного метода при расчете финансового обеспечения субсидии на выполнение государственного задания на государственные работы по НИОКР. Определены перспективы применения нормативного подхода в будущем. Выводы. Применение нормативного подхода позволит увязать бюджетные расходы на НИОКР с результатами, повысит прозрачность в планировании бюджетных средств на финансирование научной деятельности государственных учреждений.
Ключевые слова: нормативные затраты, государственное задание на выполнение государственных работ, НИОКР, трудозатраты (трудоемкость)
Список литературы:
Белоцерковский В.И. Нормирование научно-исследовательских и конструкторских работ. Л.: Лениздат, 1976. 120 с.
Ястребова О.К., Мануилов Н.А. Нормативные затраты на оказание государственных образовательных услуг как основной инструмент финансового обеспечения вузов // Образовательные технологии. 2014. № 3. С. 78–89. URL: Link.
Богачева О.В., Цветкова А.В. Подходы к применению нормативных методов в финансировании научной деятельности бюджетных учреждений // Бюджет. 2013. № 6. С. 66–72.
Феоктистова О.А. Планирование затрат на научные исследования: проектный подход // Финансовый журнал. 2014. № 1. С. 69–80.
Maass G. Funding of Public Research and Development: Trends and Changes // OECD Journal on Budgeting. 2003. Vol. 3. № 4. P. 46.
Locke E.A. The Nature and Causes of Job Satisfaction. In: Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago. Rand McNally, 1976. P. 1297–1349.
Locke E.A., Latham G.P. A theory of goal setting and task performance. Englewood Cliffs, New Jersey. Prentice-Hall, 1990.
Smith K.G., Locke E.A., Barry D. Goal setting, planning, and organizational performance: An experimental simulation // Organizational Behavior and Human Decision Processes. 1990. Vol. 46. P. 118–134.
Steen J.V. Modes of Public Funding of Research and Development: Towards Internationally Comparable Indicators // OECD Science, Technology and Industry Working Papers. OECD Publishing. 2012. № 04.
Беклешов В.К., Завлин П.Н. Нормирование в научно-технических организациях. М.: Экономика, 1989. 238 с.
Беклешов В.К., Завлин П.Н. Нормирование труда в НИИ и КБ. М.: Экономика,1973. 206 с.
Боташев Р.А. Проблемы и пути совершенствования системы норм и нормативов труда в инновационной экономике // Научный журнал КубГАУ. 2011. № 71. URL: Link.
Звягин А.А., Мосин В.Н. Планирование труда и заработной платы в НИИ и КБ. М.: Экономика, 1969. 168 с.
Мосейчук М.А. Нормирование труда – понятие, виды и законодательное регулирование // Заработная плата. 2004. № 2. С. 20–32.
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Жданенко И.В. В поисках подходов к оценке трудоемкости НИОКР в области безопасности жизнедеятельности: анализ основных факторов // Современные наукоемкие технологии. 2011. № 6. С. 29–35.
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Жданенко И.В. В поисках подходов к оценке трудоемкости НИОКР в области безопасности жизнедеятельности: предпосылки и допущения к определению трудозатрат // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 1. С. 18–23.
Акимов В.А., Дурнев Р.А., Жданенко И.В. В поисках подходов к оценке трудоемкости НИОКР в области безопасности жизнедеятельности: процедура оценки трудозатрат // Современные наукоемкие технологии. 2012. № 2. С. 20–32.
Богачева О.В., Феоктистова О.А. Совершенствование статуса государственных учреждений // Бюджетный учет. 2013. № 6. С. 12–18.
Киссель Е.И. Организация труда и управления в НИИ и КБ в условиях НТР. М.: Экономика, 1979. 144 с.
Говорков А.С. Организация проектного подхода при реализации научных проектов в вузе. URL: Link.