+7 (925) 966 4690
ИД «Финансы и кредит»

ЖУРНАЛЫ

  

АВТОРАМ

  

ПОДПИСКА

    
«Финансы и кредит»
 

Включен в перечень ВАК по специальностям

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.1. Экономическая теория
5.2.3. Региональная и отраслевая экономика
5.2.4. Финансы
5.2.5. Мировая экономика
5.2.6. Менеджмент


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ,
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ НАУКИ:
5.2.2. Математические, статистические и инструментальные методы в экономике

Реферирование и индексирование

РИНЦ
Referativny Zhurnal VINITI RAS
Worldcat
LCCN Permalink
Google Scholar

Электронные версии в PDF

Eastview
eLIBRARY.RU
Biblioclub

Повышение открытости бюджетов и общественного участия в бюджетном процессе в Российской Федерации

т. 22, вып. 9, март 2016

Получена: 02.11.2015

Получена в доработанном виде: 07.12.2015

Одобрена: 11.01.2016

Доступна онлайн: 16.03.2016

Рубрика: Бюджетное регулирование

Страницы: 29-40

Федосов В.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация 
fedosov.vitali@gmail.com

Предмет. Статья посвящена исследованию открытости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и общественного участия в бюджетном процессе.
     Цели и задачи. Анализ открытости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и общественного участия в бюджетном процессе. Задачи исследования: анализ индекса открытости бюджетов, индекса бюджетного надзора, индекса участия общественности в бюджетном процессе; исследование открытости бюджетов субъектов Российской Федерации; рассмотрение мер, принимаемых органами государственной власти, по повышению открытости бюджетов и более активному включению населения в бюджетный процесс.
     Методология. Использованы методы сравнительного анализа, синтеза, формально-логический метод, метод группировки данных.
     Результаты. Проведен анализ открытости федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и общественного участия в бюджетном процессе на федеральном уровне. Выявлены положительные и негативные тенденции в этих сферах отношений. Рассмотрены меры, которые предпринимают органы государственной власти, по улучшению открытости бюджетов.
     Выводы и значимость. В условиях экономической нестабильности значительную роль для снижения негативных эффектов кризиса приобретает проводимая органами государственной власти бюджетная политика. Для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо развитие гражданского общества, формирование понятных и адекватных «правил игры» в экономике. Это возможно при проведении более открытой бюджетной политики органами государственной власти, учете мнения граждан при формировании бюджетов для более полного соблюдения интересов общества, бизнеса и государства.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная система, открытый бюджет, бюджет для граждан, бюджетная политика

Список литературы:

  1. Иванова Н.Г. Финансовая политика: вопросы методологии и современной российской практики // Вестник Финансового университета. 2014. № 1. С. 64–73.
  2. Сарбукова А.С. Способы обеспечения принципа прозрачности (открытости) бюджетов в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей Школы Экономики. 2011. № 4. С. 71–76.
  3. Болтинова О.В. К вопросу о реализации принципа прозрачности (открытости) бюджета // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 810–815.
  4. Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной системы: аналитический обзор // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. № 3. С. 98–107.
  5. Попова А.В. Реализация принципа открытости и прозрачности бюджета в разных странах (на примере США и Новой Зеландии) // Общество и экономика в зеркале современной науки. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. М.: Буки-Веди, 2015. С. 56–58.
  6. Климанов В.В., Михайлова А.А. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении // Финансы. 2014. № 7. С. 10–12.
  7. Федосов В.А. Организация бюджетного процесса в зарубежных странах // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2013 год. Март-апрель 2014 г. Факультет экономики и финансов, финансово-экономическое отделение: сборник докладов. СПб.: СПбГЭУ, 2014. С. 263–265.
  8. Авсянников А.М., Девяткова О.И. «Бюджет для граждан» – способ укрепления позиции России в рейтинге прозрачности бюджетов мирового сообщества // Экономика и социум. 2014. № 2-1. С. 119–125. URL: Link.
  9. Синкина А.А. Предпосылки и реализация проекта «Бюджет для граждан» на федеральном уровне // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. № 18. С. 34–50.
  10. Тургель И.Д. Формирование «открытого бюджета» в Российской Федерации: долгосрочные планы и первые результаты // Вопросы управления. 2014. № 3. С. 23–30.
  11. LaFrance T.C., Balogun E.A. Public Participation in the Local Budgeting Process: Definitions, Impediments, and Remaining Questions // American Journal of Economics. 2012. № 2. P. 1–7.
  12. Цветкова Г.В. Открытый бюджет в системе управления общественными финансами // Власть и управление на Востоке России. 2015. № 1. С. 72–78.
  13. Чернякова Е.Е. Система «Электронный бюджет» – инструмент обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управления общественными финансами // Финансы. 2015. № 8. С. 3–14.
  14. Рязанцева О.П. О повышении качества и доступности информации в бюджетной системе Российской Федерации // Труд и социальные отношения. 2012. № 7. С. 112–117.
  15. Ахмедова И.Ш. Вопросы формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами // Право и экономика. 2013. № 10. С. 32–37.
  16. Чеботарева А.А. Электронный бюджет – новый уровень управления публичными финансами // Государственный аудит. Право. Экономика. 2012. № 4. С. 36–43.
  17. Иванова Н.Г. и др. Государственные (муниципальные) учреждения в условиях реформы бюджетного сектора. СПб.: СПбГЭУ, 2013. 158 с.
  18. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Лавров А.М. Программный бюджет как инструмент повышения открытости бюджетного процесса // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011. № 3. С. 5–18.
  19. Федосов В.А. Роль общественного участия в бюджетном процессе в развитии экономики региона // Молодые ученые СПбГЭУ – экономике региона: сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции молодых ученых СПбГЭУ / под ред. А.Е. Карлика. СПб.: СПбГЭУ, 2014. С. 147–151.
  20. Мисник А.Р., Ширинова Е.А. Участие гражданского общества в повышении «прозрачности» государственных и муниципальных финансов // Проблемы экономики и менеджмента. 2015. № 7. С. 67–72.
  21. Zhang Y., Yang K. Citizen participation in the budget process: the effect of city managers // Journal of public budgeting, accounting & financial management. 2009. № 21. P. 289–317.

Посмотреть другие статьи номера »

 

ISSN 2311-8709 (Online)
ISSN 2071-4688 (Print)

Свежий номер журнала

т. 30, вып. 10, октябрь 2024

Другие номера журнала