Баклаева Н.М.старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в Пятигорске Ставропольского края, Пятигорск, Российская Федерация n.m.baklaeva@mail.ru
Предмет. В статье рассмотрены актуальные проблемы, препятствующие согласованию и реализации экономических интересов федерального центра, регионов и муниципалитетов на современном этапе развития бюджетного федерализма в России, предложены подходы к их решению. Цели. Выявление современных проблем согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений и определение путей совершенствования межбюджетных отношений на основе полноценной реализации принципов бюджетного федерализма для преодоления противоречий между экономическими интересами Федерации, регионов, муниципалитетов. Методология. Применены комплексный и системный подходы к исследуемым процессам и явлениям, которые реализованы посредством общенаучных методов: научной абстракции, анализа и синтеза. Использование стандартных аналитических методов (сравнение, сводки и группировки) позволило провести оценку состава, структуры и динамики доходов, расходов, дефицита (профицита), долговой нагрузки территориальных бюджетов Российской Федерации. Результаты. В ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы, препятствующие согласованию экономических интересов субъектов межбюджетных отношений и развитию бюджетного федерализма в России: чрезмерная централизация доходов бюджетной системы на федеральном уровне, проявляющаяся в преобладании в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ федерального налогообложения, в значительных объемах межбюджетных трансфертов, не всегда распределяемых по формализованным критериям и методикам, в установлении федеральным законодательством налоговых льгот по региональным и местным налогам; увеличение расходных обязательств регионов и муниципалитетов без обеспечения необходимым объемом доходных источников для их покрытия, что привело к увеличению дефицита территориальных бюджетов и повышению объема государственного долга субъектов РФ и долга муниципальных образований; сохраняющаяся дифференциация территорий по уровню бюджетной обеспеченности. Выводы. Сделан вывод, что в условиях развития бюджетного федерализма в России необходимо дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений путем расширения налоговой компетенции регионов и муниципалитетов, устранения недостатков существующей системы распределения межбюджетных трансфертов, обеспечения региональных и муниципальных органов власти достаточными постоянными доходными источниками для выполнения их расходных обязательств. Все это позволит согласовать экономические интересы субъектов межбюджетных отношений.
Лавров А.М. Мифы и рифы российского бюджетного федерализма. М.: Магистр, 1997. С. 5.
Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. М.: Издательство НОРМА, 2002. С. 57.
Гершкович Б.Я. Экономические интересы, стимулирование, мотивация и вопросы экономической политики в Российской Федерации. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2005. С. 51.
Гершкович Б.Я. К вопросу о противоречиях в системе экономических интересов / Юбилейный сборник научных трудов «Горизонты гуманитарного знания». Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 1999. С. 166.
Лайкам К.Э., Шаромова В.В. Место и роль налоговой политики в совершенствовании межбюджетных отношений // Вопросы экономики. 1998. № 7. С. 12.
Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. 1998. № 3. С. 19–20.
Weingast B.R. The Economic Role of Political Institutions: Market-Preserving Federalism and Economic Development // Journal of Law, Economics & Organization. 1995. Vol. 11. № 1. P. 1–31.
Tanzi V. Fiscal Federalism and Decentralization: A Review of Some Efficiency and Macroeconomic Aspects / Annual World Bank Conference on Development Economics 1995. Washington. The World Bank, 1996. P. 295–316.
Fukasuku K., de Mello L.R. Fiscal Decentralisation and Macroeconomic Stability: The Experience of Large Developing and Transition Economies. In: Democracy, Decentralisation and Deficits in Latin America. Ed. by K. Fukasuku and R. Hausmann. Paris. OECD, 1998. P. 121–148.
Баклаева Н.М. Проблемы реализации принципов бюджетного федерализма в РФ / Сборник материалов Международной научно-практической конференции Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и Российского государственного торгово-экономического университета «Актуальные вопросы экономического развития регионов». Пятигорск: РИА-КМВ, 2013. С. 51.
Озеров Н.В. Оценка возможных изменений по поступлению налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации по отдельным видам налогов в 2009 году // Аудит и финансовый анализ. 2009. № 3. URL: Link.
Еременко Е.А. Специальные налоговые режимы и концепция справедливости налогообложения // Финансы. 2015. № 9. С. 79–80.
Малис Н.И. Совершенствование налогового механизма – путь к повышению доходов бюджета // Финансы. 2014. № 4. С. 33.
Левина В.В. Оценка эффективности распределения межбюджетных трансфертов на региональном уровне // Финансы. 2015. № 2. С. 14.
Зубаревич Н.В. Региональное развитие и региональная политика в России // ЭКО. 2014. № 4. С. 20.
Тапсиев И.С., Фалькова Е.Н. Новый механизм перечисления межбюджетных трансфертов под фактическую потребность: практика, особенности и проблемы // Финансы. 2015. № 4. С. 39.
Ильин В.В. Долговая политика субъектов Российской Федерации // Финансы. 2015. № 8. С. 24.
Мудрова Н.В. Актуальные проблемы формирования доходов местных бюджетов // Финансы. 2014. № 3. С. 25.
Баклаева Н.М. К вопросу о бюджетном регулировании в системе межбюджетных отношений территориального уровня // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2006. № 2. С. 77.
Oates W. An Essay on Fiscal Federalism // Journal of Economic Literature. 1999. Vol. 37. № 3. P. 1125–1126.